Сочинение: Образ Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор»
(311 слов)
Образ Ивана Хлестакова в комедии «Ревизор» — огромная творческая удача для Гоголя. Именно этот герой выразил суть эпохи, которую описал автор. Тогда в провинциальной России о человеке судили исключительно по его положению, а не по заслугам, уму или душевным качествам.
Хлестакова возвысила подмена истинных добродетелей ложными представлениями о них. Чтобы прыгнуть «из грязи в князи», не нужно быть добрым, смелым или необычайно развитым, достаточно уметь воспользоваться случаем и хитростью.
«Ревизорство» героя – даже не его заслуга, это результат деятельности высшего уездного начальства. Трусливые воры и мошенники сами возвеличили того, кого приняли за высокопоставленное лицо. Своим чинопочитанием эти люди высвободили подлую натуру героя и дали ей разгуляться.
Почему же его приняли за ревизора? Причина в том, что герой изображается из себя важную персону, манерничает и лицемерит. Просто вылитый чиновник из Петербурга! Он беззаботно берет взятки, ухаживает одновременно и за дочерью, и за женой городничего, и так же, не задумываясь, делает Марье Антоновне предложение. Все это Иван делает потому, что не имеет совести и моральных установок. Его тянет к авантюрам, обману и приключениям, хотя сам он довольно ничтожный «герой романа». Себялюбие не дает ему видеть дальше своего носа. Он лишь плывет по течению, которое создает неожиданное везение, и то, как он им воспользовался, характеризует его не с лучшей стороны. Хлестаков глуп, примитивен и манерен. Все, на что он способен, это пускать пыль в глаза. Человек более умный и расчетливый на его месте попытался извлечь максимальную выгоду и уехал бы, когда почувствовал малейшее подозрение, что его раскусили. Но Иван – лишь ничтожный эгоист и азартный игрок, который играет до последней монеты и проматывает все состояние, а не только выигрыш.
Мое отношение к Хлестакову враждебное. Он недальновиден и не серьезен, все вокруг он воспринимает, как игру: деньги, чувства, честь и судьбу города, который окружил его заботой. Другой почувствовал бы хотя бы легкие укоры совести, какую-то эмоциональную связь с этими людьми. Однако от всего искреннего и доброго герой далек.