Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

(278 слов) Реальное и фантастическое тесно взаимодействуют в повести Н.В. Гоголя «Нос». Если с реальным все понятно, то фантастическое – это то, что не поддаётся рациональному объяснению. Но что именно здесь не вписывается в привычную для понимания систему координат?

Казалось бы, это неизвестным образом отделившийся нос. Далее курьезность ситуации наращивается, словно снежный ком: нос занимает более солидное социальное положение, нежели его прежний хозяин, намеревается бежать в Ригу. Но разве это трудно осознать? Нет, гораздо труднее понять то, что Майор Ковалёв позволяет себе обманывать ложной надеждой на брак семью Подточиных, фривольно приглашает к себе девиц. Он невероятно горд своим отнюдь не высоким званием и готов на всё, только бы достичь более значительных чинов. Катастрофа главного героя заключается в тотальной зависимости от общественного мнения. Он считает, что именно потеря носа лишает его звания человека, а не его аморальное поведение. Пожалуй, на фоне таких воззрений, поверить в пропажу носа легче, чем понять его владельца.

Реальность изображена Гоголем как крупным планом, так и в деталях. Петербург, его описание, быт героев – всё соответствует действительности. Не лишена поветь топографических подробностей, и последнее уточнение, посредством которого писатель внушает публике ощущение правдоподобности, – даты. Нос отсутствовал ровно две недели, с 25 марта.

Фарс и гротеск помогают Гоголю, словно через увеличительное стекло, показать проблемы общества, высветить его пороки. Видит ли автор выход из сложившейся ситуации? Едва ли. Может быть, именно поэтому писатель уничтожил второй том своей великой поэмы «Мёртвые души». Обозначение коренных изъянов социума было для него единственным верным путём, ведущим к улучшению человеческой натуры. Николай Васильевич не решался предложить рецепт для излечения обозначенных им болезней современников, но, как художник, неравнодушный к судьбе своей страны, он считал своим долгом призвать читателя по-другому взглянуть на окружающих и, в первую очередь, на самих себя.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *