Неромантическое двоемирие в «SNUFF» Пелевина

Роман Пелевина – это всегда умное, тонкое повествование, насквозь пропитанное сарказмом. Немного грубое, немного злое – все, как в жизни. Да, это Пелевин, и он заставляет думать, высмеивая окружающую нас реальность. Это нужно читать самому, потому что события разворачиваются постепенно, и если в начале истории читатель в легком недоумении пытается разобраться с непонятными словами, то к середине он уже формирует в своей голове представление об описываемом мире, которое затем умело подтверждается, дополняется и корректируется автором, складывающим этот непростой пазл в единую картинку.

О чем книга?

SNUFF – это антиутопия, которая описывает общество будущего, состоящее как бы из двух миров: Уркаинского Уркаганата, где живут орки, и витающего над ним шара Бизантиума, населенного людьми. Орки – низшие существа, они служат мишенью в воинах, они высмеиваются людьми, они – жертва, которую мир якобы должен приносить, чтобы и дальше существовать. Сами же люди — это извращенные создания, живущие в постинформационном невероятно технологичном обществе, но сохранившие в себе не так уж много человеческого.

Особенно остро контраст проявляется с момента, когда Грым начинает жить в Бизантиуме. Юный орк мыслит, он пытается понять происходящее, анализировать, искать ответы на свои довольно таки взрослые вопросы. На это способны далеко не многие люди наверху, а те, кто способен, предпочитают не афишировать. Очевидными становятся все недостатки верхнего мира, где вместо вида из окна сияет купленная за маниту проекция, где нет ничего настоящего, и даже вместо женщин мужчины живут с роботами – сурами.

Весь мир людей – это иллюзия, которая расположена везде – внутри квартир, в общественных местах, и даже в душах. Они существуют в придуманном мире, устанавливают правила, которые никому не нужны, они обстреливают орков, чтобы снимать это на камеру и показывать в новостях. Когда читаешь про это, в голове появляются сомнения в том, так ли плох в сравнении с этим миром мир бедных и диковатых орков, полностью руководимый людьми, но реальный, наполненный проблемами и чувствами, которым верят.

В чем смысл романа?

В аннотации к книге было сказано, что она посвящена гуманизму, новым значениям старых слов, освящению войн в СМИ и настоящей любви. Хочется немного пояснить. Новые слова в книге на каждом шагу, это стиль Пелевина: постоянные американизмы, говорящие имена, смысловая многозначность. В первую очередь, конечно, бросается на глаза «маниту» — это и божество, (тогда с большой буквы; которое, кстати, сочетает в себе образы 12 существовавших на протяжении истории богов), и деньги, и компьютеры – словом, все самое значимое для человечества. Любопытно то, что Пелевин описывает все эти словесные конструкции этимологически, поясняя, как они образовались из слов, понятных читателю. Имена персонажей также заимствованы и имеют аналогию с различными личностями прошлых веков. Невозможно не обратить внимание и на параллели с событиями и проблемами современности, одна Уркаина чего стоит. Так что многие моменты поражают своей скандальностью, но в то же время заставляют мозг активно соображать.

Тематика и проблематика

Любовь – это едва ли не ключевая тема книги, вокруг которой закручен сюжет. Герой-рассказчик Дамилола живет вместе со своей сурой (женщина-робот) Каей, которая по всем параметрам совершенна. Кая – идеальный образ, она прекрасна и юна, и сочетает в себе все то, что должна сочетать женщина. Устанавливая ей параметры, Дамилола сделал максимальную духовность и максимальное сучество, тем самым создав идеал, который будоражит его чувства. Следя за ходом событий, можно заметить, как сильно влияет Кая на рассказчика, практически подчиняя его себе. В истории становится непонятно, кто же из них более настоящий: совершенная сура или не понимающий самого себя человек? Испытывает ли Кая чувства, и отличаются ли они от людских? И несмотря на то, что сам Дамилола пытается убедить себя в том, что живет с роботом, который действует механически, иногда он сам перестает в это верить, а, в конце концов, проигрывает Кае в этой жизненной партии, столь похожей на шахматную.

Ключевой с философской точки зрения проблемой книги является проблема сознания. Есть ли оно? Что есть человек? Выше ли он, чем робот? Произведение дает повод задумать над этими вопросами. Особенно интересны размышления Каи, когда она пытается расшевелить мозг Дамилолы. Сура, которая содержит в себе накопленную человечеством мудрость, применяет ее путем автоматического подбора того поведения, которое наиболее соответствует жизненной ситуации. Да, она не думает, у нее нет сознания, это продвинутая программа, содержащая в себе огромные объемы информации. Но именно она ставит вопрос о том, не то же ли самое есть человек? Только им руководит не заложенная программа, а химические реакции, сопротивляться которым он не может. По мнению Каи, именно химия руководит, а некое «я» (если только оно в принципе существует) воспринимает протекающие реакции на свой счет и выдает за собственные желания, эмоции, страхи. Чтобы смотреть на ситуацию объективно и быть собственным хозяином, нужно наблюдать все со стороны, быть свидетелем, например, не злится, когда организм почему-то подает такой сигнал, то есть как бы отделять свое сознание от всех процессов, ставить его выше.

В общем и целом, эта книга определенно вызывает огромное множество мыслей, ассоциаций и размышлений. Да, в ней есть грубые слова, какие-то слишком политические идеи и мнения, но она наполнена и глубокой философией, а также ценностями, которые существуют вне зависимости типа общества, в котором мы живем.

Автор: Дарья Куклина

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *