Философия жизни в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”

“Мастер и Маргарита” – философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о смерти и в особенности о том, что ожидает человека после неё. В этом произведении Михаил Булгаков сочетает “дьявольские”, темные и мистические образы и светлые, библейские мотивы. Конечно, не раз писатели говорили на тему добра и зла, жизни и смерти, но в таком ключе никто ещё эти понятия не рассматривал.

Остановимся на темной части сюжета. Одна из главных сюжетных линий романа — появление господина Воланда и компании в Москве и проделки его свиты. Он как бы лишь наблюдает за происходящим и оценивает его. Та сила, которая хочет зла, но делает лишь благо, как писал Гёте. Тот, кто не говорит ничего хорошего, но не делает ничего плохого, как писал Уайльд. Дьявольская природа всегда характеризовалась парадоксами, ведь в них заключена противоречивая природа моральных убеждений человечества. Злой демон смотрит на события, на людей, но ничего не предпринимает. Это настроение, энергия, направление – все, что угодно, но только не действие. Лишь человек наделен правом что-то предпринять, а противоборствующие силы, составляющие его естества, направляют его руку. Зло в этом произведении представлено не как что-то плохое, а как то, что является неотъемлемой частью каждого из нас и необязательно наихудшей. Именно мятежный дух противодействия движет Мастером в процессе творения. Именно он вдохновляет Маргариту на отречение от бессмысленной волокиты жизни и призывает ее на поиски истинного счастья. Более того, даже проповедник Иешуа хочет повергнуть существующий уклад в развалины и воздвигнуть на его месте Царство Божие. Он призывает людей к революционным переменам, к решительным мерам, к борьбе против устоявшихся традиций. Также восстал Сатаниил из сонма архангелов, хотя ему приписывают гордыню, а Богу – Сыну – любовь к братьям и сестрам.

Вторая главная линия — любовь между Мастером и Маргаритой. Маргарита — это образ сильной женщины, готовой на всё ради своего чувства. Ей нужно только одно — быть рядом с любимым и чувствовать, что он счастлив. Мастер также влюблён в Маргариту, но для него важнее его творчество, как главное дело жизни. Он болен им, болен презрением к тем, кто губит его талант и не признает в человеке личность. Ему нужно, чтобы его самого и его творчество уважали и ценили, а советская действительность не приемлет индивидуализм принципиально. Романтический конфликт творца и окружающего мира заставляет задуматься, какую позицию в аналогичных обстоятельствах займем мы. Этот конфликт, как крест, принимает на себя Маргарита, вступая в отношения с Мастером. С того момента она – любовница, живущая во лжи и лицемерии. Ее муж, приличный, состоятельный человек, который сделал для нее все, обманут, а она выбирает богемного непризнанного писателя, паразитирующего на рабочем классе, как сказали бы в советское время. Эта линия в романе акцентирует внимание читателя на том, что (с общепринятой точки зрения) благообразное отнюдь не всегда является эталоном доброты и честности, а. казалось бы, аморальное поведение иногда служит единственным средством жить в гармонии и любви. Мир сложнее, чем монохромное кино, в нем много оттенков и полутонов, что неразличимы при определенном освещении. Мы видим лишь одну сторону явления в то время, как другая скрыта, словно темная сторона луны. Нельзя однозначно оценить то или иное, не зная всех обстоятельств. «Не судите – да не судимы будете» — как написано в Священном Писании. Любовь Мастера и Маргариты чиста и искренна и ради такого чувства стоит нарушить близорукие законы порочного общества. Любовников в этом случае нельзя осуждать, как и многих других людей, которым наш круг пытается выносить абсурдные приговоры.

Так называемый роман в романе или линия Иешуа Га-Ноцри разбавляет произведение, полное сатиры на советский уклад жизни и мистики демонических авантюристов. Читатель представляет себе сцены из жизни Иисуса Христа, осужденного за призывы к свержению Кесаря и колдовство, что (если вспомнить о воскрешении Лазаря и превращении воды в вино) совершенно справедливо с точки зрения законодательства того времени. Автор на протяжение всей книги доказывает нам, что зло всегда идёт рядом с добром и одно без другого существовать не может, как и Иешуа, спаситель человечества, не может не нарушить земные законы, выполняя миссию Отца Небесного.

Прочитать и понять эту книгу сможет далеко не каждый. Чтобы вникнуть во всё происходящее и услышать то, что хочет сказать читателю автор, нужно знать Библию, историю, и понимать именно то время, о котором рассказывается в романе. Многие возвращаются к этому роману после школы, так как мы, подростки, понимаем роман только на уровне сюжета, а философия воспринимается нами фрагментарно. Кое – какие фрагменты изложены выше, но все мысли, заложенные Булгаковым, возможно в полной мере оценить только с возрастом.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *