Что такое эпоха Просвещения?

Культура никогда не стоит на месте. Она постоянно находится в развитии, в движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Так, к примеру, XVIII век ознаменовался новым, одним из главных этапов в истории культуры – поздним классицизмом, или, как его ещё называют, просвещением. Если Вам интересна эта тема, то продолжайте читать.

История возникновения

Прежде чем дать характеристику данному направлению, важно определиться с его определением. Эпоха просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII- середины XVIII веков. Он тесно связан с совершенством и развитием социальной, философской и научной мысли. Его основами являются философия, которая ставит на вершину всего разум, — рационализм и течение, в котором отсутствуют какие-либо религиозные запреты на нахождение истины, – свободомыслие.

История просвещения началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию. Затем это направление проникло и в ряд других европейских стран. Но, несмотря на то, что прародителем классицизма считается Англия, огромный вклад в его развитие внесла Франция. Именно французские философы и просветители предали направлению облик, известный сейчас. Его идеи и принципы нашли свое отражение в Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции. Также благодаря его влиянию произошли некоторые изменения в социальной сфере Америки и Европы – было отменено рабство, законодательная система стала более гуманной, ослабилась власть церкви на разные стороны жизни, пошатнулось влияние аристократии.

Что касается временных рамок эпохи просвещения, о них точно сказать сложно. Некоторые историки полагают, что это направление сформировалось в XVII веке. Другие считают, что только лишь в середине XVIII века. Такая же ситуация наблюдается и с завершением эпохи – либо 1778 год (смерть величайшего французского философа Вольтера), либо 1800-1815 года (старт Наполеоновских войн).

Главной идеей направления принято считать философское выражение сенсуализма – «tabula rasa», то есть «чистая доска». Человек рождается без какого-либо индивидуального умственного наполнения или генетически обусловленных возможностей и склонностей, зато в течение всей своей жизни он старается накопить как можно больше опыта, знаний, умений, и именно этот приобретенный со временем «рисунок» на чистой доске составляет нравственные и интеллектуальные особенности каждого из нас. Данное словосочетание часто можно встретить в работах Джона Локка, например, «Опыт о человеческом разуме».

Философия

Отличительная особенность просвещения – вера в позитивное изменение мира и жизни людей через образование. Именно поэтому основными идеями считаются всеобщее обучение, воспитание и вытекавшее из этого равенство. Ведь если от природы все мы чистые, как доски, то не может быть никакого кастового деления в обществе: всех надо оценивать исключительно по учености. Такое понимание человеческой природы было достигнуто благодаря эпохе географических открытий, развитию науки, философии, культуры. Люди искренне уверовали, что доступ к знаниям и прилежание из каждого могут сделать Френсиса Бэкона.

Так как просвещение затрагивает в большей степени общественную жизнь и философию, то различные умозрительные теории непосредственно связаны с ними. Основными считаются:

  • теория естественных прав человека
  • теория общественного договора
  • теория разделения властей
  • теория разумного эгоизма

В эту эпоху правят бал три главенствующих мысли:

  1. Первая – разум лежит в основе всего. Он помогает человеку обрести успешную и счастливую жизнь. Но разум формируется вместе с душой, поэтому они неразрывно связаны, и нравственность стоит чтить никак не меньше ума.
  2. Вторая – Бог лишь сотворил мир, а вот дальнейшее его развитие идет уже по определенным законам и правилам, которые созданы людьми. О них же зависит их уровень интеллекта, возможности, перспективы. Они, а не небесный Отец, должны самосовершенствоваться и трудиться, чтобы быть достойными своего всемогущего родителя.
  3. Третья – неразрывная связь с естествознанием. Окружающий мир нуждается в изучении, естественные науки становятся востребованными на государственном уровне, их больше не отрицает церковь, а ученых больше не преследуют, как магов и чародеев.

Также эпоха просвещения отличалась и своей психологией.  Многие философы и просветители, которых часто называли энциклопедистами, отрицали влияние каких-либо сил, которые были скрыты от разума или опыта, на людей и их поступки. По мнению некоторых представителей данного направления (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций), человек представляет собой не что иное, как машину, попавшую под влияние условий цивилизаций.

Говоря об этом времени, не стоит забывать и про просвещенный абсолютизм. По поводу определения этого термина спорят многие ученые мира.

  1. Некоторые придерживаются мнения, что это политика государства, направленная на сохранение традиций и монархических порядков, но в то же время стремящаяся к научному прогрессу и рациональному управлению.
  2. Другие считают, что просвещенный абсолютизм – это новаторская форма правления, направленная на демократизацию общества, и толчок к формированию и развитию буржуазии, так как дворянство при нем теряет свои лидирующие позиции, и на политическую арену выдвигаются талантливые, а не знатные люди.
  3. К тому же существует мнение, что это одна из стадий развития абсолютной монархии и ничего нового, кроме популизма, не несет.

Просвещенный абсолютизм появился благодаря деятельности Вольтера, Дидро, Руссо и Монтескье, а именно их теории естественного права. По их мнению, чтобы достичь гармонии в государстве, необходимо вернуть каждому человеку права и свободы, наделить всех равенством и поставить во главу страны мудреца. Эта идея понравилась многим правителям-монархам во всей Европе, в частности, венценосным особам из России, Пруссии и Австрии.

В эпоху просвещения основными направлениями считались:

  1. Атеистическое-материалистическое — подразумевается, что Бога не существует вообще, а мир был сотворен по одному из сценариев, продиктованных рационалистической парадигмой мышления. Основными представителями являются Д. Дидро, Д. Локк, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье и многие другие.
  2. Утопически-социальное – за основу взято построение идеального общества, в котором лидирующие позиции занимают справедливость и равенство. Представители: А. Сен-Симон, Г. Бабеф, Р. Оуен.

В конце XVII — середины XVII века в Европе наблюдается феодальный кризис. За ним последовали стычки между различными классами людей. Все это привело к формированию классовой борьбы и становлению определенных идеологий. Вот их опорные идеи и постулаты, составляющие основу философии эпохи просвещения:

  1. Главные понятия – разум и просвещение.
  2. Чтобы не допустить невежества, необходимо обучаться и изучать что-то новое. Это поспособствовало усовершенствованию науки и философии.
  3. Основная задача – изменить человека в лучшую сторону.
  4. Становление светского общества. Переход от рационализма к сенсуализму.
  5. Появление нового вида мышления – универсализма.

Основные идеологии:

  1. Универсализм — многостороннее, всеохватывающее видение бытия. Необходимо видеть мир в целостности, не разделяя его единичные части и не пытаясь объяснить и понять универсум, характеризуя раздробленные элементы.
  2. Сенсуализм — философское направление, призывающее доверять только ощущениям и опыту, как первичному и самому достоверному методу познания.
  3. Рационализм – метод познания, согласно которому разум первичен. И поведение, и мыслительный процесс людей должны мотивироваться и оцениваться разумом.
  4. Материализм – парадигма мышления, в соответствие с которой материя является первичным началом по отношению к вторичным идеалам. То есть, сначала возникла объективная реальность, а потом только на ее основе появились идеальные явления (воля, сознание, мораль).

Список философов

  1. Франсуа Мари Вольтер (1694- 1778 гг.) – основатель просвещения Франции, философ, литератор. Его идеи заключаются в том, что Бог только сотворил мир, но не управляет им. А вот главное – это сознание, являющееся свойством материи. Также он продолжал дело Д. Локка о сенсуализме. Основные работы в области философии: «Философские письма» (1733 год), «Философский словарь» (1764-1769 гг.) и «Метафизический трактат» (1734 год). Также он написал довольно фривольные художественные произведения, сатирически высмеивающие табу и условности отсталых и закрепощенных людей.
  2. Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) – материалист, философ, просветитель, писатель. Его рассуждения полны мыслями о материальной стороне жизни, об общности движения и материи, сознания и материи. Он, так же, как и Вольтер, следовал за сенсуализмом Локка. Был одним из идейных организаторов буржуазной французской революции. Главные труды: «Энциклопедия» (в сотрудничестве с Жаном Батистом Д’Аламбер), «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Монахиня», «Племянник Рамо» и т.п.
  3. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – философ, психолог, идеалист. Главная цель его деятельности – показать греховность общества того времени. Он считал, что все зло идет от социального неравенства и цивилизации, а модернизация науки ведет к переменам в нравах людей. Идеалом он считал возвращение человека на лоно природы, где его не затронут пороки города: алчность, гордыня, лицемерие и похоть. Он выступал против феодализма, поддерживал буржуазную демократию и всеобщее равноправие. Также являлся продолжателем сенсуализма. Значимые работы: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права», но все труды были сожжены.
  4. Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – французский писатель, историк, философ. В своих работах он критикует политику и строй Франции в те времена, отрицательно высказывается о феодализме. Монтескье выступает за конституционную монархию, где наблюдается разделение власти. Главные труды: «О духе законов» и «Персидские письма».
  5. Жан Мелье (1664 – 1729 гг.) – философ-материалист, католический священник. Критиковал политический строй Франции, выступал за то, чтобы люди организовали революцию. Известен лишь одной работой «Завещание», которая была впервые издана в Англии.
  6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751 гг.) – французский философ-материалист и врач. Занимался развитием эволюционных представлений о прогрессе общества, отвергал кардинальные решения и радикальные взгляды. Считал, что тело главенствует над духом. Его главная работа — «Человек-машина» — рассматривает человека в сравнении с часовым механизмом.
  7. Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771 гг.) – французский философ и литератор. По его мнению, для достижения научного «стиля жизни» необходимо, чтобы государство при помощи регулирования снабдило людей моральным, этическим и культурным воспитанием. Основные работы: «Об уме» и «О человеке».
  8. Что касается немецкого просвещения, то здесь наиболее значимыми являются Х. Вольф (1679 – 1754 гг.) и Г. Э. Лессинг (1729 – 1781 гг.).

Просветительская культура

Новаторская деятельность эпохи оказала большое влияние и на культуру. Многие деятели открыли для себя новые возможности, обрели свободу творчества. Общая культурная тенденция – использование предыдущих форм, но уже в новой интерпретации. В большей части, использование ранее противоположных стилей – романтизма и классицизма. Как раз в период просвещения зарождается сентиментализм, который характеризуется высоконравственным содержанием и чувствительностью, возведенной в культ.

Что касается изобразительного искусства, то здесь появляется новый стиль – жанровая живопись. Одно из главных мест занимает и интимный портрет.

В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который отличается своей помпезностью, пышностью и изысканностью.

Но все новаторства эпохи просвещения объединяет общая мысль – вера в разум рождает убеждение в возможности позитивного изменения человека и гармоничного состояния общества.

Просвещение в искусстве

В литературе

Отличительная черта литературы именно этого периода – большое количество философских рассуждений и различных государственных проблем в произведениях. Главным героем обычно выступает образованный и интеллигентный человек, который старается изменить мир к лучшему. Зачастую, именно он выражает все авторские мысли и идеи.

Все произведения эпохи просвещения (чаще всего романы) пестрят призывом к образованию и чтению. Неудивительно, ведь в текстах преобладают размышления о многих животрепещущих темах.

Также в это время в ускоренном темпе печатаются газеты, издаются книги и энциклопедии. Образовываются светские кружки и общественные организации.

Наиболее известные произведения:

  • Франсуа Мари Вольтер, «Философский словарь» — главный труд мыслителя. В этом произведении он рассматривает многие социальные и научные темы, критикует религию и дает свою оценку происходящему.
  • Франсуа Мари Вольтер, «Кандид» — наиболее известное произведение философа. В этой повести автор при помощи своих героев смеется над многими курьезными и абсурдными проявлениями действительности, а также выносит приговор штампам и шаблонам поведения, принятым в ханжеских и пуританских кругах.
  • Дени Дидро, «Диалоги» — в этом сборнике собраны поучительные беседы философа со многими людьми.
  • Дени Дидро, «Рамо» — одно из главных произведений философа-материалиста. В нем представлен диалог между самими писателем и Рамо, которые рассуждают на многие философские и социальные темы.
  • Шарль Луи Монтескье, «Персидские письма» — сатирический роман. Главный герой отправляется в Париж, откуда и присылает своим друзьям заметки, касающиеся жизни в этом городе.
  • Жан Жак Руссо, «Эмиль, или О воспитании» — психологический роман философа, в котором он закладывает базис для развития новой педагогики.
  • Даниель Дефо, «Робинзон Крузо» (здесь вы можете найти подробный анализ Робинзона Крузо) — роман, рассказывающий о становлении человека в природной среде.
  • Джонатан Свифт, «Путешествие Гулливера» — фантастический и сатирический роман. В нём открыто рассказывается о пороках и грехах людей, хотя формально речь идет о путешествии героя в мире лилипутов и великанов.

В живописи

Как уже было отмечено ранее, главное новаторство эпохи просвещения в живописи – это появление стиля рококо.  Героини этих картин, античные богини и нимфы, часто изображались на фоне роскошных дворцов и невероятной зелени. Основной сюжет – любовный. Наиболее ярко это заметно в творчестве французского художника Франсуа Буше («Триумф Венеры», «Геркулес и Омфала», «Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея», «Туалет Венеры»).

Важное место занимали гравюры и фрески. В этом направлении не было равных Джованни Тьеполо («Ангел, спасающий Агарь», «Аполлон и Дафна», «Встреча Антония и Клеопатры, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней»), последнему из представителей великой венецианской школы.

Пейзажи, особенно городские, также пользовались большой популярностью. В этом жанре отличился Франческо Гварди (« Большой канал в районе рыбного рынка», «Гондола в лагуне», «Вид площади с дворцом», «Венецианский дворик») и Антонио Каналетто («Колизей, «Венеция», «Вид на Темзу», «Вид на залив святого Марка», «Вид на большой канал. Венеция»).

Самые известные портреты эпохи просвещения принадлежат Томасу Гейнсборо («Дама в голубом», «Мистер и Миссис Эндрюс», «Портрет миссис Мэри Грэм»).

В театре

Настоящее перерождение театра случилось именно в XVIII веке. «Золотой век», как скажут некоторые. Играют, в основном, комедии, но иногда и трагедии (например, «Фауст»).

По всей Европе открывается множество театров. В одной только Венеции их 7 штук! В Англии с успехов играют произведения Ричарда Шеридана – «Школа злословия», «Соперники» и многое другое. В Венеции – «Трактирщики» Карло Гольдони, а по всему миру аншлаги собирала пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро».

Эпоха просвещения в России

Как уже было сказано ранее, эпоха просвещения не обошла стороной и Россию. Глобальные перемены начались с правления Петра Великого. Именно он приказал обучать население, совершенствовать науку, выпускать газеты и журналы. Благодаря этим преобразованиям, уже через некоторое время страна вступила в этап европеизации. После смерти Петра I и неоднократной смены власти дело продолжила уже Екатерина II, которая последовала за идеями великих французских философов.

Психология русского просвещения весьма отличается от зарубежной. Несмотря на обилие зарубежных идей, некоторые русские мыслители и философы старались внести что-то новое, добавить «свое», но в то же время не выходить за рамки уже принятого канона. К ним, например, можно отнести А.С. Кайсарова, В.В. Попугаева и многих других. Также большой вклад внес и А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). После публикации известной работы «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор открыто критикует крепостничество, его приговаривают к смертной казни и отправляют в ссылку в Сибирь.

Представители

  • М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – российский ученый, историк, естествоиспытатель. Именно он был новатором в образовательной среде, дополнил список обязательных предметов, начал читать лекции на русском языке, вместе с И.И. Шуваловым основал Московский Государственный Университет. Старался воспитывать в людях идею патриотизма и желание делать Россию лучше, умнее и прогрессивнее.
  • А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) – писатель, философ, поэт. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, старался найти варианты освобождения крестьян и грезил об обществе, в котором не будет угнетения рабочего класса. Также идеи Радищева помогли в переходе от дворянского, декабристского правозащитного движения к революционному всенародному порыву.
  • Г.С. Сковорода (1722 – 1794 гг.) – российский и украинский философ, писатель, поэт. Считается первым самобытным мыслителем России. Был основателем русской религиозной философии. Внес невероятно весомый вклад в восточнославянскую культуру.

Охарактеризовать эпоху просвещения в России можно словом «новый» — новые правила, законы, образование, искусство. Новая жизнь! А вот к основным чертам или особенностям можно отнести:

  • Запоздалое начало перемен, ведь просвещение в России началось лишь со второй половины XVIII века.
  • Большое внимание уделяется судьбе и чувствам маленького человека (Классический пример — «Бедная Лиза» Карамзина), а также истории и её развитию («История государства российского» того же Карамзина).
  • Преобладают идеи о космосе, как основе всего.
  • На первый план выходит социальная проблематика: крестьянский вопрос, дикость нравов, повальное невежество, нищета.

Эпоха просвещения больше всего повлияла на литературу, которая воспела патриотизм и чувство нравственного долга по отношению к стране. Культ служения родине стал излюбленной темой в рамках высоких жанров.

Примеры произведений

  1. комедия (Д.И. Фонвизин «Недоросль»),
  2. трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»),
  3. ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны»),
  4. элегия (Г.Р. Державин «Море») и т.п.

Смешивались направления, например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» дали о себе знать классицизм и реализм.

В конце XVIII века начинает зарождаться сентиментализм, которому присуще уделять внимаю простому человеку и его чувствам. Главное произведение этого направления – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Развитие искусства слова повлекло за собой становление самобытной русской лирики, что в дальнейшем приведет к расцвету Золотого века русской поэзии.

В этой статье мы подробно охарактеризовали поздний классицизм – просвещение. Надеемся, что эта эпоха стала вам более понятной!

Автор: Алёна Бузькевич

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector