Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Можно сказать, что доброта и жестокость – это две стороны одной монеты. Поступок, совершённый одним человеком с добрыми намерениями, может оказаться жестоким для другого; а жестокость может прикрываться плащом добросердечности и отваги. Такие примеры мы находим в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте разберём их поподробнее.

  1. (Доброта и жестокость как стороны одной души) В романе мы видим несколько ситуаций, когда любовь и доброта к одному предмету оборачивается жестокостью к другому. Например, любовь к чужой лошади и желание заполучить её становится причиной похищения Азаматом собственной сестры. Из-за той же лошади, любви к своему товарищу-разбойнику, сам Казбич убивает и отца Бэлы, и её саму. А Печорин, наоборот, из любви к Бэле готов похитить и её саму, и чужого коня. Более того, на любовь Бэлы он ставит пари, что завоюет её за неделю, обещая ей своё сердце и верность, желая лишь её счастья, однако, лишь на словах. Покорный своей натуре, он быстро остывает к ней, оставляя страдать бедную девушку, лишённую семьи, дома, а теперь ещё и любви. Значит, доброта и жестокость в человеческом сердце тесно переплетаются между собой, и человек часто путает одно и другое. Оставаясь добрым по отношению к себе и своему окружению, он жестоко расправляется со всеми остальными людьми, не чувствуя ответственности за то, что делает.
  2. Равнодушие как жестокость мы видим в первый раз в характере Печорина при встрече с Максимом Максимычем. Когда старик радостно встретил товарища, Григорий лишь холодно распрощался с ним, желая поскорее уехать. Подобное отношение сильно задело героя, ведь он и его юный помощник много пережили вместе, когда служили, а теперь старый друг и знать его не хочет. Далее, раскрывая характер героя, Лермонтов всё чаще показывает нам эту его черту. Печорин одинаково пожимает плечами как на признания Мэри (сначала в любви, потом в ненависти), так и на уход бывшего друга доктора Вернера. Для Григория завоевание любви княжны Мэри, похищение Бэлы и другие его поступки – это лишь средство от скуки, желание наполнить свою жизнь хоть чем-то, а также жажда власти, желание быть объектом восхищения, обожания юной неопытной девушки. В этих целях он успешно манипулирует окружающими его людьми. Он никого не бьет и не убивает, но его жестокость, проявляющаяся в равнодушии, больно ранит тех, кто находится рядом с ним. Действительно, самый ужасный тип человеческой жестокости – это безразличие.
  3. (Жестокость под маской справедливости). Отдельного внимания в рамках этой темы требуют отношения между Печориным и Грушницким. Изначально, внутренне презирая и издеваясь, Печорин, тем не менее, входит в доверие, становится для Грушницкого товарищем и приятелем. Началом кризиса в их отношениях становится «переманивание» Мэри и желание уязвить Грушницкого, показать ему же его нелепость и недалёкость. Естественно, юнкер решил отомстить «товарищу» за незаслуженную обиду. Он спровоцировал дуэль, но решил подменить пистолеты на недействующее оружие, дабы Григорий не смог ему навредить. Но Печорин раскусил хитрость, переменил пистолеты и хладнокровно застрелил почти безоружного соперника. Как бы ни было это с его стороны рационально и оправданно, я все равно считаю, что это жестокий поступок. Более того, такое ужасное поведение даже хуже неприкрытой агрессии, ведь сам Григорий прикрывает свою низость тем, что наказал труса и лгуна. Жестокость под маской справедливости двойне опасна, так как человек, совершивший ее, не считает себя виновный, а значит, никогда не исправится. Так и Печорин не смог исправить свои ошибки, поэтому так и остался несчастным, одиноким и непонятым героем.
  4. (Последствия жестокости). Самым важным в истории героя становится момент, когда он осознаёт свою любовь к Вере и одновременно свою самую большую в жизни потерю. Устав от безразличия и пренебрежения любовника, женщина все рассказывает мужу, желая огородить себя от новых измен. Супруг увозит ее прочь от Печорина. Тогда Григорий пускается в погоню, но лишь загоняет лошадь до смерти. Вера была потеряна навсегда, как и его надежда на счастье. Взрослый мужчина, гроза женских сердец, безвольно плакал на пыльной дороге. Эта ситуация ненадолго позволяет ему снять с себя все маски, скуку, всё его презрение к миру, слишком простому и понятному. Именно в этот момент он по-настоящему страдает, мучаясь от собственной жестокости, возвращённой ему бумерангом прямо в сердце. Именно так откликается его жестокое равнодушие к женщинам. Как мы видим, последствия жестокости весьма трагичны, ведь человек остается в одиночестве, все покидают его.
  5. (Причины жестокости). Необходимо разобраться, откуда родилась жестокость в характере Печорина? Он сам указывает на нее, ссылаясь на судьбу, волю случая и совпадения. «Я так глупо создан», «мне выпадает роль», «не угадал своего назначения» — вот его оправдания для совершённых им поступков и бестолково прожитой жизни. Из-за этого он похитил и опозорил Бэлу, убил Грушницкого, разрушил жизнь княжны Мери и Веры, которые сильно его любили, обидел и распугал всех друзей. Но неужели вся эта жестокость исходила от воли злого рока? Нет. Но на самом-то деле причины, скрывающиеся под этими фразами, гораздо глубже – это нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу, эгоизм и слабость перед лицом своих низменных страстей. Именно этот клубок неправильных решений и вера в предначертание судьбы стали причинами такого отношения к окружающим его людям и к миру в целом.
  6. Жестокость не всегда очевидна, а иногда и вовсе может показаться и отвагой, и самопожертвованием, и добротой. Вспомним, к примеру, показательное благородство Печорина перед княжной на балу или взятие буйного казака в одиночку в главе «Фаталист». Оба поступка выглядели бы со стороны благородными и честными, если бы мы не знали внутренних мотивов героя. Ведь первое показательное выступление он сделал уже после того, как принял решение завоевать любовь Мэри, а второе – для того чтобы испытать свою судьбу и проверить задуманное. Как мы помним, игра на чувствах молоденькой девушки была отвратительным и жестоким проявлением характера Печорина, который обманул ее надежды ради того, чтобы беспрепятственно проникать в дом Лиговских, где жила его любовница. О взятии агрессивного казака, который убил Вулича, тоже нельзя сказать ничего хорошего, ведь Григорий был жестоким даже по отношению к самому себе и не жалел своей жизни. Потому он и пошел к вооруженному казаку, но не из-за смелости, а из-за того, что он не дорожил собой. Таким образом, жестокость может принять любое обличье, поэтому важно уметь различать ее под любой маской, иначе нельзя будет миновать трагических последствий от совершенной ошибки.

Автор: Марина Круцких

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector