«Анна Снегина»: анализ поэмы

Когда была написана лироэпическая поэма Есенина «Анна Снегина»? История создания

«Анна Снегина» — автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная уже перед смертью — к концу января 1925 года, является плодом долгих переосмыслений писателем Октябрьской революций и её последствий для народа. Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям; был проведен ряд революционных восстаний, возникли первые революционные партии. Культуру XX в. традиционно называют «серебряным веком». В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг. в России произошла гражданская война. После этого настал период Новой Экономической Политики, а после распада Российской империи был образован СССР.  Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, по праву называется эпохой «Советской республики». Показать эту эпоху на примере судьбы маленького человека — главная тема поэмы «Анна Снегина». Проблематика произведения вобрала в себя социальные, политические и моральные проблемы того времени.

Жанр поэмы «Анна Снегина» — автобиографическая лироэпическая поэма. В жанре заложено своеобразие поэмы, так как в ней заключены два рода литературы: эпос и лирика. Эпическое и лирическое в произведении: исторические события, затронутые в поэме, — это эпическое начало; любовь героя — лирическое начало. Трагическое переплетение этих двух начал — смысл поэмы «Анна Снегина».

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Не смотря на значительный размер, произведение было написано в короткий срок.

Где происходит действие в поэме? О чем произведение?

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность:

Село, значит, наше Радово…

Использование топонимов в поэме не случайно. Они важны для создания метафорического пространства.

Радово — это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. То есть Радово основано на реальном пространстве. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново. Сюжет, композиция и события поэмы «Анна Снегина» изложены в ниже написанном кратком содержании по главам.

Краткое содержание и анализ первой главы

В первой главе возница неустанно рассказывает лирическому герою о жизни в селе Радово и в деревне Криуши за последние четыре года. О хороших событиях он старается рассказывать в настоящем времени: «в важные не лезем», «дворы у нас крыты железом», «богаты мы лесом». Однако когда речь заходит о неблагоприятных переменах,  о вражде с соседней деревней, то старается это делать в прошедшем времени: «рубили», «убил», «услали». С точки зрения психолингвистики подобные временные распределения ситуаций говорят о попытке утвердиться в благоприятном исходе произошедшего, об избегании происшествий и желании верить в то, что всё изменится. Лирический герой тоже пользуется такой тактикой: он в прошедшем времени повествует о том, что война «всю душу изъела», что он не хочет кровопролития и поэтому купил «липу», одним словом — дезертировал. Герой не принимает войну, он чувствует неприязнь к ней, как и крестьяне, для него это народное бедствие. Он ощущает себя «игрушкой» в чужих руках, это не его война, он не видит в ней смысла:

За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Ему досадно за то, что в то время, пока простой народ на войне погибает,  купцы и знать отсиживаются «в тылу». Поэтому лирический герой «твердо простившись с пушками» решает «лишь в стихах воевать».

Подъезжая к селу Радово, лирический герой абстрагируется от былых негативных мыслей связанных с войной и начинает описывать всё, что с ним происходит, в частности природу, в настоящем времени, которое соответствует реальному художественному. Лирический герой любит и тонко чувствует ее: «Луна золотою порошею // Осыпала даль деревень».

Диалоги с возницей и с мельником наиболее полно раскрывают суть жизни в этом селе и позволяют читателю узнать, что лирический герой приехал туда на целый год.  Герои поэмы «Анна Снегина» (герои и персонажи разных глав) играют колоссальную роль в произведении.

Москва в произведении упоминается лишь один раз во время разговора с мельником, однако поэт никак не характеризует город:«Сим летом грибов и ягод // У нас хоть в Москву отбавляй».

После чаепития лирический герой снова придается воспоминаниям, но на этот раз они касаются неразделенной любви. Анакреонтические мотивы С.А.Есенина заканчивают первую главу поэмы. Близость к натуре и естественность в выражении чувств ощущается в каждом слове: «Мне было 16 лет», «Далекие, милые были». Лирический герой вспоминает о юношеской влюбленности, о времени, когда жизнь была беззаботна. Подобный ретроспективный взгляд сохраняется с первых до последних строк поэмы. Для автора и для лирического героя очень важно прошлое.  Минувшее рассматривается как нечто абстрактное, но, даже, несмотря на это, оно не теряет своей значимости: имеет принципиальное значение событие, факт, а не конкретная дата. На это указывает часто употребляемое в тексте поэмы обстоятельственное неопределенное наречие «когда-то», которое встречается в произведении 4 раза. Обстоятельственное наречие времени «недавно» встречается реже — 1 раз. А неизменяемое наречие «нынче»  создаёт антитезу наречию «когда-то». Всё это говорит о том, что время неконкретно, а скорее метафорично. Оно абстрагировано от реальности. Воспоминания для героя ценны. Это прошлое, которое оставило след на его душе: «Я сейчас вспоминаю…». Флешбэки — это способ лирического героя объяснить себе реальность. Чтобы показать уникальность минувших дней, автор использует незамысловатое слово «быль», указывая тем самым на подлинность событий: «милые были», «я знала б счастливую быль».

Отношение к войне в поэме «Анна Снегина» весьма негативное. Именно поэтому мирное прошлое идеализируется. Революция и новая власть в поэме представлены, как фатальная демоническая сила, разрушающая судьбы героев.

Краткое содержание и анализ второй главы

Начало второй главы — раннее утро: «Еще и заря не текла». Наречие «ещё» в значении добавления необходимо. Оно указывает на очень раннее пробуждение — таков деревенский быт, «крестьянская жисть». Время суток для лирического героя очень важно. Утро – это та часть дня, которая считается наиболее продуктивной. И действительно, за этот период лирический герой успел многое: произошёл разговор с женой мельника, «пошел мужикам поклониться», далее — разговор с мельником, и, в итоге, пошел «по дороге в Криушу» (где он не был уже 3 года: «Три года не зрел я знакомых крыш»).

Во второй главе поэмы из уст жены мельника мы узнаём о судьбе России: «прогнали царя», из острогов «злодеев пустили лихих», творится «на свободе гнусь».  Уже в конце этого монолога делается печальное заключение: «Пропала Расея, пропала». Время действия поэмы — война и революция. Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Поэтому драматизм этого исторического отрезка времени проявляется даже в стихотворном размере: С.А. Есенин выбирает некрасовский размер — трехстопный амфибрахий, более медлительный, основательный, веский. Итогом второй главы С.А. Есенин делает строки, обличающие крестьян, обступивших лирического героя, который, отвечая на вопрос «Кто такое Ленин?», тихо произносит ключевую фразу: «Он — вы».

Художественное время поэмы соответствует месяцу маю (на это указывают строки «Сиреневая погода сиренью обрызгала тишь»).

В поэме «Анна Снегина» очень важны обстоятельственное наречия времени: «я сейчас вспоминаю», «сегодня опять с запиской», «ехал тогда отдохнуть» и т.д.  Слово «тогда» произносится лирическим героем 7 раз, слово « сегодня» — 5 раз, а слово «сейчас» — 8 раз. Частотная употребимость этой части речи связана с несколькими факторами. Прежде всего, для автора сверхценно время, которое в большинстве своём метафорично на протяжении всего произведения. Не менее важен факт применения антитезы: тогда — сейчас. Желание сравнить прошлое и настоящее говорит о том, что лирическому герою хочется разобраться в ситуации. Очень интересно отметить, что в попытке переоценить обстоятельства лирический герой, словно отказывается от будущего, он словно плывёт по течению жизни и ему важно просто поделиться тем багажом опыта, который он имеет. Может быть, это все указывает на то, что для автора ценно не столько само время, столько события, его наполняющие. Герой (и автор) остаются в прошлом  (и с прошлым).

Кто такая Анна Снегина? Почему ей посвящена поэма? Образ Анны Снегиной

История Анны Снегиной начинается во второй главе поэмы и продолжается в третьей. Мельник и его жена не раз иронично говорили лирическому герою о том, что эта замужняя дама помнит его ещё юным и желает его увидится, но в то же время сомневается в возможности встречи с ним, ныне «писателем», «известной шишкой». Анна Снегина сама приходит к лирическому герою на пятый день выздоровления  от лихорадки и они вместе придаются воспоминаниям о юности, об общих мечтах, говорят о том, как сложилась жизнь каждого из них. Этот незаурядный диалог порождает  былые чувства влюбленности в лирическом герое. Анна будто бы подвергает анализу прежнюю жизнь героя. Длительность диалога поражает. Автор использует приём сжатия времени, короткие, но ёмкие по смыслу фразы уместились в 50 строках, хотя беседа заняла гораздо больше времени. Разговор, длящийся с вечера до  утра, становится катализатором чувств, которые испытывал лирический герой в шестнадцать лет. Но  подсознательно он пытается снова применить тактику «избегания»: «как будто бы кто-то влюблен». Пренебрежительное «как будто бы» придаётся ситуации характер нереальности, иррациональности. Судьба Анны Снегиной ярко иллюстрирует противоречия и проблемы того непростого времени.

В чем очарование Анны Снегиной? Лирический герой видит в ней свое безмятежное прошлое, свою утраченную юность.

Краткое содержание и анализ третьей главы

Ночь — такое же важное время суток для лирического героя, как и утро, но с точки зрения философии и лингвистики имеет гораздо большее значение.  В тексте оно упоминается 3 раза: «лето такое короткое, как майская теплая ночь»,  всю ночь  «смотрел на искривленный заботой» рот, «ночная июньская хмарь».  Каждый раз обращение к образу тёмного времени суток связано с ностальгией, задумчивостью и грустью героя. С долей сожаления он описывает былое, часто прибегая к использованию слов «опять», «снова»:  «и снова нахлынуло что-то»«вернулись опять домой». Шестикратное использование неизменяемых наречий указывает на цикличность некоторых ситуаций, о стабильности, о невозможности перемен.

Лето 1917 года продолжается. По просьбе Прона Оглоблина лирический герой отправляется с крестьянами к Снегиным, чтобы требовать землю. Лирически герой по прошествии времени вспоминал: «Теперь я отчетливо помню тех дней роковое кольцо». Слово «теперь» указывает на невозвратность момента, а указательное местоимение «тех» — на то, что ситуация состоялась в прошедшем художественном времени.  «Теперь» — это обстоятельственное наречие времени, которое в тексте встречается 17 раз и указывает на то, что уже свершилось и не может быть изменено.  Из помещичьей горницы слышны рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера: «Убили Борю». Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он умер… А вы вот здесь…» Уязвлённый, лирический герой отправляется с Проном в «кабак». Питейное заведение является еще одной пространственной единицей, которая характеризует внутреннее состояние лирического героя, его желание забыться.

Краткое содержание и анализ четвертой главы

Четвертую главу автор начинает  с описания природы, и мы видим, как природа грустит вместе с ним: «бедна наша родина кроткая», «и лето такое короткое», «заря холодней и багровей». Также сразу же говорит о том, что «забыл её имя и лик», «оплакал обиду» и свободное время тратит на охоту, чтобы «развеять тоску».  Прону импонирует тот факт, что  «в России теперь Советы и Ленин – старшой комиссар», и этой новостью он охотно делится с заскучавшим лирическим героем. Брат Прона, Лабутя, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 года, здесь автор упоминает «о сдавшемся Порт-Артуре»  с осады которого и начались первые боевые действия, в ночь японце напали на русских без объявления войны, что говорит об их трусости. Лабутя был награжден двумя медалями, но, даже имея их на груди, он остается «дьявольским трусом». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость».

Мельник привез хозяек к себе, и у Анны и лирического героя снова состоялся «разговор по душам». Диалог в воспоминаниях героя носит отрывистый характер, однако читателю легко понять, что в сердце Анны при первой встрече с героем вспыхнуло былое чувство влюбленности, что слова, произнесенные ею, были сказаны сгоряча, и что она боялась превратить некогда высокое чувство в роман на одно лето и стать «выпитой бутылью». Анна Снегина и лирический герой опять долго разговаривают, а под вечер она уезжает в неизвестном направлении. Лирический герой, подавленный всем происходящим, уклончиво говорит, что «не помнит тогдашних событий», и спешно мчится в Петербург.

Северная столица  практически весь 1917 год представляла собой пороховую бочку, готовую взорваться в любой момент. Город «кипел», и с частой периодичность в нём проходили демонстрации.  Подготовка к октябрьской революции шла полным ходом. Однако события самого восстания, его последствия и тяготы, последующих 6 лет и автор, и лирический герой опускают в своём повествовании.

Краткое содержание и анализ пятой главы

Начало пятой главы поэмы «Анна Снегина» сразу же призывает читателей заострить внимание и приготовиться к переменам: «Суровые, грозные годы!». Послереволюционная Россия стала похожа на своеобразный цирк, где «чумазый сброд» очень неуклюже и карикатурно выглядит в глазах лирического героя, играя во дворах на роялях и слушая патефон. В стране творился хаос и беззаконие. Смутное время ХХ века для России продолжилось. Началась гражданская война 1918-1922 года. Русские защищались от стран оккупантов, брат шел на брата, да и вообще эти четыре года явились одним из самых тяжелых периодов. Эти события вскользь упоминаются в письме мельника герою поэмы, который узнает, что Прон Оглоблин в 1920 году расстрелян казаками Деникина (Деникин — один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России); Еще одно важное обстоятельственное наречие времени трижды употребляется в тексте поэмы: «однажды отряд Деникина нагрянул на криушан». И снова читатель сталкивается с реальным временем.

Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден. На момент получения письма гражданская война уже закончилась, а лирический герой собирается в июне 1923 года снова навестить родные места. «И вот я опять в дороге», — говорит он. Образ пути является одним из самых старейших в мировой литературе, примером тому служат произведения: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Мёртвые души». Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно дорога помогает ему размышлять о смысле жизни, заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа. Описание дороги до села Радово написано в настоящем художественном времени. Лирический герой без устали повторяет, что всё осталось «по-старому» (встречается дважды), «как встарь», всё привычно. Мельник, который с иронией замечает, что лирический герой «уж старик по годам», с радостью сообщает лирическому герою, что в апреле он с почты «приволок письмо» с лондонской печатью — это весточка от Анны Снегиной. Её слова вновь будоражат в герое прежние юношеские чувства. Она рассказывает ему о своей жизни в Лондоне, о том, что часто ей «снится калитка» и его слова. Изначально воспринятые холодно и цинично, слова Анны не тронули сердца героя, но через мгновение убежденный в этом читатель понимает, что всё же лирический герой снова возвращается в светлую юность в своих воспоминаниях.

Значение и смысл финала: чем закончилась?

В конце поэмы просматривается циклическая (круговая) модель, он возвращается в деревню, видит все тоже, тот же мельник встречает его, так же герой идет на сеновал и вспоминает:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»

Образы девушки в белой накидке, помещицы, которая упрекает героя, и Анны, которая пишет из эмиграции, живут как бы отдельной жизнью. С тремя разными ликами героини связаны тематические линии поэмы — прошлое, настоящее и будущее время, которые формируют трехмерное пространство —  цветущий сад, революционная деревня, чужой Лондон.

В своем повествование лирический герой словно ассоциирует себя с деревней, он един со своим народом, это мы видим в употреблении им таких слова как  «наше», «нам», «у нас»,  «мы».

Деревня в поэме Есенина представляется как идеалистическое родное пространство, им  «дано счастье»:

Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.

В отличие от соседней деревни Криуши, у которых «житье было плохое» и потому они завидовали «радовцам». Однажды соседей застали за рубкой их леса и на «быдластой сходке» был убит старшина. С тех пор и у «радовцев» «скатились со счастья вожжа». А между соседями идет постоянная война: «То радовцев бьют криушане, // То радовцы бьют криушан».

Попадая к криушанам, он видит, в какой нищете деревня, но все равно у всех есть центр домашнего пространства — русская печь: «У каждого хата гнилая, // А в хате ухваты да печь».

Рисуя сад и огород, автор описывает растительность, цветущие деревья: «Иду я разросшимся садом, // Лицо задевает сирень».

Дом и двор отделены от внешнего пространства – деревни – своеобразной границей, которая обозначается как «плетень»: «Так мил моим вспыхнувшим взглядом // Состарившийся плетень».

В этом мире лирический герой защищен и беспечен, ему ничто не угрожает, так как здесь все знакомое и родное.

Авторы: Анжелика Дятленко и Анастасия Рихтер

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *