Анализ романа «Над пропастью во ржи» Д.Д. Селинджера

Несмотря на то, что Сэлинджер – автор одного единственного романа, он широко известен в нашей стране, причем, популярностью он пользуется среди самой взыскательной аудитории – подростков. Не дети и не взрослые, которых часто обвиняют в неумении и нежелании читать, интересуются этим большим и сложным романом, не прибегая к его краткому содержанию. Чем объяснить этот феномен?

Во-первых, герой «Над пропастью во ржи» — шестнадцатилетний подросток. Он изъясняется в той же раскованной и грубоватой манере, которая свойственна многим юным читателям, они понимают его язык так же, как и его чувства, мысли, переживания. Автору удалось проникнуть психологию личности, находящейся между двумя рубежами. Она еще не сформировалась окончательно, но уже является чем-то, претендующим на целостность.

Во-вторых, Сэлинджер придал повествованию исповедальную тональность. Перед читателями тот самый личный дневник, который подростки стесняются завести. Они ассоциируют себя с героем, споря и соглашаясь с ним в глубине души, никому не поверяя свои тайны. Тем самым их внутренняя полемика сохраняется нетронутой посторонними взглядами и суждениями, которых они не хотят слышать.

В-третьих, роман «Над пропастью во ржи» — это очень объемный текст, в нем заключено много смыслов. Многие исследователи полагают, что Селинджер написал всего одну книгу, так как вместил в нее все свое творчество.

В-четвертых, Селинджер исповедовал такую форму дзен-буддизма, в соответствие с которой нельзя было совмещать творчество и публичность. Он не давал интервью, мало с кем общался, никак не комментировал свою книгу. То есть, роман до сих пор сопровождает атмосфера таинственности. Писатель запретил экранизировать свою книгу, пока со дня его смерти не пройдет определенный срок, поэтому его родственники не могут продать права. Отсутствие экранизации вынуждает человека читать, если он хочет узнать это произведение.

Образ героя и образ автора в романе «Над пропастью во ржи». О чем роман?

Книга представляет собой путешествие 16-летнего мальчика, которого в очередной раз выгоняют из школы. Он накопил денег и решил пожить несколько дней в гостинице до тех пор, пока родители сами узнают, что его «вытурили». Холден Колфилд – неприкаянный герой, его преследует ощущение разобщенности с миром и окружением. У него нет близких друзей, он сам изолирует себя показной грубостью. Одиночество и тяготит его, и возвышает в собственных глазах. Этот образ имеет много общего с Аркадием, подростком Достоевского.

Сначала герой представляется нам неприятным брюзгой, которого все вокруг не устраивает. Он тянется к людям, постоянно думает о них, но при этом раздражается от каждой мелочи и отдаляется от них. Он пытается, но не хочет взрослеть, застряв в переходном периоде, когда назад пути нет, а впереди мгла неизвестности.

В попытке пожить самостоятельной жизни герой находит в себе совесть и ответственность. Эти новые ощущения колючие и навязчивые, но деться от них некуда. Примером, иллюстрирующим внутренний перелом героя, служит разговор о побеге. Когда он предлагает Салли (его подружке) убежать, она отказывает ему, ссылаясь на взрослые рассуждения о материальных аспектах предприятия. Он в ответ грубит ей и отворачивается от нее. Однако то же самое он предлагает младшей сестре Фиби, которая безропотно соглашается и пакует вещи. Тогда в нем просыпается тот же зануда, что в Салли. Холден учится заботиться и думать наперед, как взрослый человек. Фиби, как чистый, незапятнанный ангел, приводит его к возрождению и очищению от скверны, то есть вечного недовольства и брюзжания. Герой все-таки смог возлюбить ближнего по истечению своих странствий.

Новаторство формы романа «Над пропастью во ржи»  заключается в том, что автора в тексте мы не замечаем. Такое ощущение, что его вообще нет, и перед нами просто изыскания какого-то юноши. Текст представляет собой монолог, стилистически выдержанный в манере подростковой речи. Если раньше авторы стремились к искусственности речи, возвышая ее, то Селинджер, напротив, стремился передать обыденные разговоры с друзьями, внутренние монологи, не приукрашивая их, чтобы читатель поверил Колфилду.

Метафора названия в романе «Над пропастью во ржи»: почему такое название? В чем смысл романа «Над пропастью во ржи»?

«Над пропастью во ржи» — искаженная фраза Роберта Бернса, английского поэта. Если у Бернса был зов во ржи, то Селинджер меняет цитату на «Если кто ловил кого-то над пропастью во ржи», якобы ошибаясь. Но на самом деле, писатель изменил цитату, чтобы сделать отсылку к Библии, имея в виду ловцов человеческих душ. То есть, главная идея романа «Над пропастью во ржи»заключается в том, что автор хочет спасти других детей от черствости и цинизма взрослого мира, который они узнают прежде времени. Нужно помочь им сохранить непосредственность восприятия и чистоту души. Нужно суметь поймать детей над пропастью, которая заполнена фальшью и ложью.

Другие религиозные мотивы в романе «Над пропастью во ржи»

Автор от имени героя задает всему миру вопрос: «Куда деваются утки?». Никто не может ответить, а те, кто пробует, вязнет в типичной зауми, зазубренной еще на школьной скамье. На самом деле, вопрос намного шире: куда деваться самому человеку? Ведь секрет не только в перелете, то есть перемене места. Наверное, совершается еще какая-то перемена. Люди говорят, что господь позаботился об утках, но как? Так же, как и о людях? Что же делать, когда река замерзает? Куда лететь? Герой тоже на замерзшем пруду, он не знает, куда ему деться, в какую сторону лететь. Для автора этот вопрос актуален, ведь ему самому было непросто в обращении с людьми, он испытывал такие же затруднения. Вопрос «Куда деваются утки?» — буддийский коан – философская загадка, которая должна сбить ученика с толку, чтобы вывести его за пределы эмпирического сознания. Ответ он найдет лишь спустя годы скитаний и раздумий, отринув рационализм и прислушавшись к своей духовной сущности. Только житейский и духовный опыт сделает его мудрым.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *