Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»

Антон Павлович Чехов — замечательный русский писатель, которому всегда удавалась создавать своеобразные, яркие произведения с детальным и чутким описанием человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и очень тонкий психолог.

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «крыжовник» и «о любви», которые Антон Павлович Чехов писал в Мелиховке, где жил с семьей. Образ «человека в футляре» долгое время встречался в жизни автора, на примере главного героя он описывает, так называемую «футлярную» жизнь. Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, этот образ является собирательным, так как проблемы, с которыми он столкнётся, окружают нас и сегодня.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. «Человек в футляре» — это собирательный образ людей, которые создали себе собственный мир и живут наедине со своими предрассудками, идеями и мыслями. Для них не существует другой жизни, созданный укромный мирок кажется им намного лучше и умнее, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияния внешнего мира никак не коснулись их, однако жить взаперти с собственными порядками и установками бывает крайне неудобно, и жизнь в футляре вскоре станет ужасно тесной. Из-за такого мышления, привычек и устоявшегося образа действий героя, который живет в душном, закупоренном мире, автор даёт своему рассказу название «человек в футляре».

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии, его образ можно назвать комичным и трагичным одновременно, ведь он и есть тот самый «человек в футляре». Он устанавливает четкие и определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния внешнего мира. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил молодой и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет немалый интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь.

Темы

  1. Чехов чутко фиксировал тончайшие проявления человеческой личности, поэтому подметил психологическую особенность человека в футляре.
  2. Основная тема рассказа Чехова — это футлярная жизнь человека, который прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а проявления искренних чувств просто непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  3. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову, девушка пытается заинтересовать героя, но он закрывается и от неё, его начинает пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  4. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе — эта тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

  1. Автор с ужасом и трагизмом осознаёт, что его некоторые современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно, перестают развиваться и начинают деградировать. Они существуют в мире, но никак не живут. Это частая проблема, которую Чехов так четко и наглядно представил читателю. Люди плывут по течению, не пытаясь изменить ход своей жизни, более того, они не могут позволить даже судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и глупыми.
  2. Образ маленького человека в рассказе «человек в футляре» ставит перед нами вопрос: для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком, и постоянно вторит «как бы чего не вышло», забывая при этом жить. Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей. Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него высшая ценность.
  3. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
  4. Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады ему помочь, но он сам не позволяет это сделать.

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокой закрытой жизни под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Люди, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра».

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в абзацном членении: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко и Беликова, что помогает ему еще лучше и наглядней раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя. Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писателем высмеивает порки и саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, скрывающая свое лицо и вечно жмущаяся в сторонке.

Своими рассказами Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами. Какой тут смысл жизни, если мы по-настоящему и не живем, а лишь скитаемся в этом мире, в поисках сами не зная чего?

Боязнь новых событий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Все эти мысли писатель помещает в свой рассказ, с легкостью доносит их до своих читателей и заставляет влюбиться в это гениальное произведение.

Автор: Мария Онилова

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *