Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Жанр и композиция поэмы

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?»поэма-эпопея. В жизни русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного уклада жизни.

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Поэт избрал форму путешествия, типичную для этого жанра. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса. Однако не стоит пытаться сформулировать композицию «Кому на Руси жить хорошо?», сравнивая это произведение с народным эпосом или другими авторскими произведениями. Структура поэмы вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

Композиция (основные моменты):

  1. Экспозиция. Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
  2. Завязка поэмы – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
  3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш»), «Крестьянка»).
  4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
  5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому произведение самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
  6. Финал. Чем заканчивается поэма? Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.

Основные вопросы, проблемы и темы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых проблем и актуальных тем того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Эта проблема связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Основная тема — тема свободы упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Русский национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.

Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить хорошо на Руси? В этом и выражается основная идея поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях:

«И ношу твою облегчила судьба,
Сопутница дней славянина!
Еще ты в семействе — раба,
Но мать уже вольного сына!..»

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

«Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином»

Несмотря на то, что поэма не закончена, главным итог автором подведен. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на главный вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».

«Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!»

«Коллективная речь» семи странников

В поэме подчеркнуто единство семи странников. Герои не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Семь странников – единое целое, их диалоги, на самом деле, — коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

Фантастические и реальные элементы. Значение символов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

Реальными элементами можно считать проблематику и образы главных героев. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из народа. Проблемы тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий.

Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит! — распространенная метафора

Идут, как будто гонятся
За ними волки серые
сравнение

Всплыл месяц, тени черные,
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам. — эпитет

Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать! — эпитет

Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!« олицетворение

Лука похож на мельницу:
Одним не птица мельница,
Что, как ни машет крыльями,
Небось, не полетит). — сравнение

Варианты тех, кому на Руси жить хорошо. Нашли ли мужики счастливого на Руси? Кому же на Руси хорошо?

«Роман кричит: помещику, Демьян кричит: чиновнику, Лука кричит: попу; Купчине толстопузому,- Кричат братаны Губины, Иван и Митродор; Пахом кричит: светлейшему Вельможному боярину, А Пров кричит: царю!» — на Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а значит живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Итог поэмы: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина.

Как возникает спор и клятва семи странников? Кто давал клятву?

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою —
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале — то скорей.
Идут — перекоряются!
Кричат — не образумятся!
А времечко не ждет.

После этого мужики пошли прогуляться, дабы в пути решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Мужики уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Мужики находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но дро тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться. Что ищут главные герои? Они ищут того, кому на Руси жить хорошо.

Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» только четыре части?

Потому что у Некрасова обнаружилась раковая опухоль, он дописывал поэму в страшных мучениях, но все равно не успел дописать все до конца. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам Некрасова его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции поэмы.

Значение поэмы в контексте мировой культуры

В произведении воплощен народный дух через нетипичный лексический набор: автор использует просторечия, диалектизмы и речевые конструкции из простого крестьянского обихода. Фольклорные мотивы (символы, метрика, ритм, способ построения) роднят поэму с устным народным творчеством, а письменный формат и авторство связывают ее с традиционной поэзией 19 века. Поэту удалось отразить наиболее актуальные социальные и политические проблемы своего времени, но еще больше его мастерство проявилось в изображении вечных тем свободы и счастья. Это произведение можно назвать подлинной картиной национальной русской самобытности.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *