Анализ пьесы Чехова «Дядя Ваня»

Тематика и смысл названия пьесы «Дядя Ваня»

Главная тема пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» (1896) — жизнь «маленьких» людей, с ее мелкими страданиями и, в то же время, с феноменальной самоотверженностью ради счастья других. Это тема гибнущей красоты, пропадающей понапрасну.

Само название пьесы «Дядя Ваня» указывает на простоту, обыденность, обыкновенность героев и их переживаний.

Аудиокнига «Дядя Ваня» слушать онлайн

«Дядя Ваня»: краткое содержание

Главный герой и его племянница Соня всю свою жизнь работают, не покладая рук, ради счастья других: для того, чтобы отец Сони – профессор Серебряков, — которого они считали большим учёным, ни в чём не нуждался.

Серебряков, профессор в отставке, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла  давно.

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. В течение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того, чтобы закрыть долг отца и привести имение в порядок. Двадцать пять лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалова­нье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до последней копейки, чтобы тот мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры. Проза повсе­дневных хозяйственных дел, ночи, отданные переписыва­нию бумаг, переводу книг для профессора, полный отказ от личных радостей, нищенское жалованье — все это было выражено в глазах дяди Вани и Сони высокой целью. Их вдохновляла мысль служения науке, искусству — общей идее. Профессор был для них «существом высшего порядка».

Дядя Ваня, иллюстрации черно-белые

Дяде Ване сорок семь лет. Он — нищий. Радости и отдыха он никогда не знал. И когда уже прошли его лучшие годы, глаза открылись на страшную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, моло­дость, всего себя на служение ничтожеству. Он увидел, что его кумир — просто напыщенная бездарность, набитая претензиями  и  самомнением,  «старый  сухарь,  ученая вобла».

Избалованный карьерными взлетами, любовью женщин, самоотверженностью дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен и эгоистичен. За двадцать пять лет дядя Ваня ни разу не услышал от него похвалы, ни разу не получил прибавку к жалованию.

Приезд Серебрякова в имение нарушает весь строгий трудовой порядок в доме. Профессор тиранит всех окружа­ющих своими капризами, своей подагрой, своим черствым эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем. Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмыслен­ности всей прожитой им жизни. Так он приходит к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Влюбляется в жену про­фессора. Впервые в жизни начинает пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.

Дядя Ваня, иллюстрации черно-белые

Профессор объявляет о своем проекте: продать име­ние, чтобы на вырученные деньги он мог жить в столице. Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал все свои средства и всю свою жизнь Серебрякову. Теперь, когда он уже стар, его вместе с Соней в благодарность за все гонят из родного угла.

«Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в профес­сора. После этой кульминации дядя Ваня еще лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нежной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду — все на того же Серебрякова.

О чем пьеса «Дядя Ваня»: смысл, идея и суть пьесы

В пьесах Чехова проходят истории человеческих жиз­ней. Прошлое, настоящее, будущее героев, развитие их судеб и характеров предстает перед читателями с такой же полнотой, как это бывает в романе.

Идея разоблачения страшной бесплодности служения «избранным» личностям — эта чеховская идея нашла ост­рое, сильное выражение в «Дяде Ване». Ведь и бунт глав­ного героя бесплоден потому, что он направляется против отдельной личности — той самой, служению которой он отдал все свои силы.

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни являет­ся лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

Дядя Ваня, иллюстрации черно-белые

С точки зрения Чехова и его героев, только труд, творчество создают человеческую красоту. Поэзия труда и тоска по этой поэзии — вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене Сереб­рякова, Елене Андреевне: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своей красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязан­ностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. Но в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто оскорбляющее чув­ство красивого. Ложная, нечистая красота не может вну­шить глубоко человеческого чувства.

Красиво то, что служит творчеству, созиданию. Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий от того, что леса вырубаются хищничес­ки, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! Везде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего». Астров скорбит о разруше­нии красоты земли, красоты человека.

Дядя Ваня, иллюстрации черно-белые

Он размышляет в разговоре с Еленой Андреевной: «Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься подагрой вашего мужа и вами. Оба — он и вы — заразили всех нас вашей праздностью. Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных зарослях, мужики пасли свой скот… Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы приносите разрушение… и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное». Образ Астрова выражает авторскую точку зрения на все происходящее, в его словах скрыты те смысловые акценты, которые Чехов не любил расставлять очевидно.

Чуждая труду и творчеству и поэтому постепенно ста­новящаяся чуждой самой жизни, опустошенная и опусто­шающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встре­чается на ее пути. Она — хищница, которая сама не понимает этого. Она разрушила дружбу и возможную лю­бовь Астрова и Сони.

Разрушив чужое счастье, Елена Андреевна не способна создать счастье ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная и некраси­вая красота. Образ Елены косвенно связан с мифом о Елене Троянской, красота которой играючи погубила сотни жизней.

Лейтмотив пьесы — гибнущая красота — звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собой образ гибнущей красоты. Красота Астрова, его прекрасный внут­ренний и внешний образ разрушаются самою жизнью.

Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, навсегда уходит он из жизни Сони. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее надежды.

Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка».

Дядя Ваня, иллюстрации черно-белые

Мудрость финала пьесы заключается в том, что упо­минание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» — это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других…

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких» людей, над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно. И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о твор­ческом труде. Правда и труд — основа, вечный живой источник красоты. И жизнь должна быть такою, чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное тру­долюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани и Сони могли украсить родную землю творчес­ким, свободным трудом.

Автор: Анна Бурученко

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *