«Жизнь. Способ употребления» Жоржа Перека. Анализ

Что такое «общество употребления»? Как появился «новый роман»?

В первой половине 20 века в Соединённых Штатах Америки  произошла индустриализация: главными критериями оценки многих сфер жизни стали эффективность и рентабельность . В результате экономика страны пошла в гору, а вместе с ней возросло и благосостояние обычного человека. Теперь он мог позволить себе жить не то что в достатке, а в переизбытке всего того, чего ему раньше не хватало. На смену роскоши, доступной лишь самым обеспеченным слоям общества, пришли китч (что это такое?) и массовое, экономичное и унифицированное производство дешевых аналогов дорогих вещей.

Конечно же, сам характер приобретения вещей и пользования ими претерпел изменения: подавляющее большинство предметов превратились в показатели статуса и средства самовыражения человека. В новой реальности людей не только встречали, но и провожали по одежке. Личность характеризовали не убеждения или поступки, а то, что она потребляет.

Что происходит сейчас, спустя целое столетие? А воз и ныне там: общество потребления вступило в новую фазу своего развития – постиндустриализм. Вместе с ним пришли и новые творцы, призванные «воссоздавать лицо времен». Именно они создали новый роман (что это такое?) и воспели вещественный мир, который сегодня выступает альтернативой внутреннего мира человека.

Жорж Перек: творческая биография. Роман «Жизнь. Способ употребления»: о чем?

Жорж Перек (1936—1982) приобрел популярность после публикации романа «Вещи» (1965). «Общество потребления» было увековечено посредством инновационного способа отображения действительности, который лежит в основе антиромана (что это такое?). Главными героями, как ни странно, являются вещи, как новое проявление духовного мира людей. Автор не берет на себя труд без конца повторять имена персонажей, ведь все уникальное, личностное, интимное стерто, овеществлено, приведено к общему знаменателю. Унификация нашего быта повлекла за собой унификацию нашего сознания. Открытие мира приравнивается к открытию предметов.

Стоит отметить, что явление,  которое мы называем «новый роман», неоднородно. К примеру, «вещизм» Перека сильно отличается от «шозизма» Роб-Грийе. Вещизм – это болезнь, непреодолимая мания приобретательства. Она оценивается автором отрицательно, однако его авторская точка зрения неочевидна. Позиция Перека кроется в едва уловимых оттенках повествования, где еле ощутима ироническая подоплека. Его массивное описание вещей и небольшие протокольные характеристики персонажей указывают читателю на то, что вещи затягивают человека, будто зыбучие пески. Они лишают его свободы воли и подчиняют себе. Их приобретение – самоцель, новый смысл бытия человеческого, лишенный самой сути. Это симулякр 21 столетия. Шозизм – это одно из наименований культурного движения во Франции, которое и породило новый роман. Оно подразумевает описание предметов вне причинно-следственных связей, навязанных человеком. Вещи лишены метафорического значения и художественного образа, они изображены сами по себе.

Тема существования ради вещей прогрессирует в творчестве Перека, поглощая и внешний, и внутренний миры. Автор играет с этими вещами, как с пазлом, нагромождает и складывает их в оригинальные композиции. Именно это мы наблюдаем в романе «Жизнь — способ употребления» (1978). Здесь он тщательно ведет протокол жизни одного парижского дома, методично и монотонно складывая точное описание его внутренностей из мельчайших деталей.

Литературные эксперименты, которыми занимался Жорж Перек, уничтожив всякое доверие к коварным «вещам», привели его в творческую группу УЛИПО, «Мастерскую Потенциальной Литературы». Она появилась в 60-е годы и была игровой чисто французской ветвью постмодернизма. Лишая свои забавы какой бы то ни было содержательности, члены УЛИПО обновляли структуры чужих произведений, раскрывая скрытый потенциал «интертекстуальности» (что это такое?).

В романе Ж.Перека «Жизнь. Способ употребления» необычность сюжета одновременно притягивает и отталкивает. Груды описания наваливаются на один единственный многоквартирный дом. Автор описывает его от комнаты к комнате, от квартиры к квартире, от этажа к этажу. Этот дом сохранил в себе историческую ценность благодаря оставшимся вещам, поэтому нельзя с точностью определить, какое время Перек имеет в виду. В тексте находится множество отступлений, относящиеся к разным эпохам и местам.

Основное действие разворачивается во второй половине 20 века во Франции, в Париже. В доме под № 11 на несуществующей улице Симона Крюбелье живут представители самых разных слоев общества, возрастов и профессий. Судьба каждого из них описывается через вещи, которые демонстрируются читателю со всеми подробностями. Характеризуя предмет, автор вскользь упоминает о его владельце и тех обстоятельствах, при которых он попал к нему. Так мы узнаем о героях, которые живут или же жили в доме. При этом зачастую на первый план выдвигаются подробности мало значимые, не имеющие смысла. Из них складывается общая картина бытия человека, и, к нашему удивлению, мы обнаруживаем, что узнали его лучше, чем дальнего родственника или коллегу по работе. Из поверхностного общения мало что понятно, зато оказываясь в доме, мы знакомимся с людьми по-настоящему.

Анализ романа «Жизнь. Способ употребления»

Сюжет романа Перека «Жизнь. Способ употребления» исследователи называют калейдоскопичным.

«На первый взгляд биографии кажутся разбитыми, истории – расколотыми, а предметы – беспорядочно разбросанными. Мысль увлекается даже не в сторону, а куда-то вглубь, по спирали, и всякий раз приходится ее возвращать, дабы уследить за калейдоскопичным сюжетом. Однако – и в этом заключается одна из особенностей произведения – кажущийся хаос жизни и литературы упорядочивается благодаря подробнейшему плану» — отрывок из предисловия к роману.

Композиция романа Жоржа Перека «Жизнь. Способ употребления» состоит из нескольких частей, 99 глав, 107 разных историй. Всего описывается 1467 персонажей. По замыслу автора, антироман начинается с любого места, которое определит для себя читатель. Он может выбрать какой-то этаж, любимого жильца или интересную историю и следить за ней. После публикации черновиков стало понятно, что все изложенные Переком события были предопределены автором с самого начала. Композиция романа подчинялась строгому плану, к примеру, последовательность описаний соответствует ходам шахматного коня, а ситуации, предметы, цвета расположены по комбинаторным правилам.

Перек придерживается не «естественной» логики придуманных событий, а абстрактной логики структуры, равнодушной к последующим поворотам вымысла. Композиция, созданная без  установки на копирование реальности, становится эффективным средством для того, чтобы разработать различные, местами реалистичные повествования. Перек создал игровую манеру литературного творчества — модель для сборки рассказов о жизни.

«Перек органично сочетает с одной стороны «математическую» систему структурирования и композиции, а с другой – повествовательную манеру изложения» — отрывок из предисловия к роману.

Среди всех возможных прочтений романа существует самый очевидный. Журналисту, который спросил, как следует читать этот объемный труд, Перек ответил:

«Сначала по порядку – потому, что есть история Бартлбута, которая проходит через весь роман»

Идея романа Жоржа Перека «Жизнь. Способ употребления» связана с центральным образом – миллионером Бартлбутом, который распланировал всю свою жизнь согласно определенной концепции.

Идея Бартлбута заключается в том, чтобы «запутанной хаотичности мира противопоставить несомненно ограниченную, но полную и цельную программу, которая будет реализована с неумолимым совершенством».

Он научился рисовать акварели у художника Валена, жившего по соседству, а после решил нарисовать 500 морских акварельных пейзажей в 500 самых красивых местах Земли. Каждый из них он запечатывал и отправлял своему соседу, который наклеивал акварель на картон. Другой сосед (Гаспар Винклер) вырезал из нее уникальный пазл, который он отправлял Бартлбуту. Когда тот собирал его (примерно две недели каждый), он отправлял его еще одному соседу Морелле, который вновь соединял акварель воедино. Следующим этапом жизни картины было уничтожение: в том же месте, где она была нарисована, ее полностью смывали растворителем. Оставался лишь белый лист, все возвращалось на круги своя.

Скорее всего, этот жест надо рассматривать, как протест против засилья вещей. Герой хотел, чтобы от него ничего не осталось, хотел уничтожить свои вещи. Этим объясняется и его аскеза в еде в последние годы жизни, и добровольное заточение. Однако свой план герой так и не реализовал, так как умер за собиранием очередного пазла. Также ему помешал некий охотник за редкостями, который собирал уникальную коллекцию живописи для богатого заказчика (представителя сети роскошных отелей, которая, кстати, тоже канула в лету). Он хотел выкупить произведения Бартлбута во что бы то ни стало. В конце концов, он попытался их выкрасть, поэтому существенно замедлил воплощение планов живописца. Сам незадачливый миллионер начал слепнуть, что, разумеется, тоже помешало ему уложиться в сроки.

Неудачные завершения глобальных проектов  Валена, Бартлбута и Винклера означают бессилие любой утопии – невозможность подчинить хаос жесткой организационной структуре.

Художественная значимость романа

Автор тоже собирал дом № 11, как сложнейший пазл. Его частички были так же хитроумно вырезаны жизнью, как и уникальные пазлы Винклера. Перек разложил их по-своему, руководствуясь различными методиками, которые разрабатывал около 10 лет. В результате, получилась  квинтэссенция, отражающая все его творчество. Кроме того, произведение, на первый взгляд, лишенное смысла является  убедительным и беспристрастным социологическим документом целой эпохи. Описания быта того времени и условий жизни людей открывают читателю полный обзор на положение дел во Франции того периода.

В силу необычности формы и сложности структуры, изобретательности и новаторства приемов роман стал уникальным образцом экспериментального, смелого и раскованного творчества. Читая новый роман, человек получает возможность радикально переосмыслить литературный процесс.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector