Творчество Бертольда Брехта
Бертольд Брехт, будучи молодым, не верил в то, что сможет стать известным и успешным литератором, но цену своему таланту знал. В молодые годы он говорил о себе, что может писать и сочинять пьесы лучше многих, но признавался в своей лени. Не думал, что станет знаменитым. Брехт был верен своему принципу – говорить правду, какой бы она ни была. Никакая форма высказывания не могла стеснить выдающегося автора, будь то проза, стихи или драматические пьесы. И это делает его поистине великим писателем. В данной статье особое внимание будет уделено его поэзии.
Образ поэта
В сознании читателя поэт обычно предстаёт как яркая, эпатажная личность, способная вести себя смело и дерзко. И Берт Брехт соответствует такому представлению. Достаточно вспомнить, что в юности он любил исполнять свои песни под гитару в немецких кафе, находясь в окружении поклонников и, что самое важное, поклонниц. Однажды писатель сказал:
За одну сильную мысль я готов пожертвовать любой женщиной. Почти любой. Но мыслей, к сожалению, намного меньше, чем женщин! — так Брехт формулирует один из своих основных принципов.
Нельзя не обратить внимания на любовную лирику Брехта. Трудно найти такого поэта, у которого романтические стихи были бы столь разнообразны. Можно встретить у Брехта и меланхоличные зарисовки, это «Воспоминание о Мари А.», где герой сравнивает былые чувства с облаком, что живёт лишь мгновение. В стихотворении «Тайны любовной жизни» Брехт уже более страстно, прибегая к иносказаниям, описывает два пути: любящего и любимого. Но есть у автора и совершенно иные, дерзкие и прямолинейные стихи, где нет эстетических уступок. Среди таких сонет «О необходимости косметики», где встречаются следующие строки:
У женщины, скрывающей фигуру, хочу сказать:
Двойник – налим иль полудохлый сом.
Её лицо увидишь только за столом,
Где муж при всех его согласен облизать.
Она тому отдастся быстро, кто рукой
Шершавой грубо грудь её схватил,
Закрыв глаза и стоя под стеной,
Без ужаса пред тем, кто в куклу превратил.
(пер. А. Равиковича)
Переводы
Проявивший себя во многих литературных формах писатель не обходит стороной и переводы. Брехт интересовался китайской поэзией, английской, французской. Его любимыми авторами были Шекспир, Верлен, Ли Бо. Интерес к этим авторам не случаен: их творчество было созвучно идеям и самого Брехта. Стихи других поэтов максимально осваивались переводчиком, что позволяло переложения на родной язык делать максимально похожими на собственные произведения.
Один из наиболее ярких примеров — стихотворение «Meine Einzige» («Моя единственная») турецкого автора Н. Хикмета. Оно вполне органично встаёт в один ряд с брехтовскими сочинениями, где он описывает жизнь без прикрас и отказывается от утешения иллюзией, как в «Проснувшись в предутренний час». Так, персонаж «Meine Einzige» понимает, что его возлюбленная сможет жить после его смерти, как бы сильно она его ни любила. А герою стихотворения «Проснувшись…» удаётся радоваться тому, что и после его кончины не перестанут петь дрозды.
Творческий метод
Стихосложение для Брехта было своеобразным инструментом для создания индивидуальной интонации, необходимого звучания стихотворения. Для приглашения читателя к рассуждению поэт выбирает классические формы. Например, силлабо-тонику с регулярной рифмой, сонет. Наиболее яркого эмоционального воздействия на реципиента автор добивается вольным стихом, верлибром, используя всю прелесть ассонансов и аллитераций немецкого языка. Заслуживает внимания и жанровое разнообразие поэзии автора. Всё творчество писателя, не только поэтическая его сторона, всегда было связано с музыкой. Неслучайно и первый его сборник назывался «Песни под гитару для друзей». Такая особенность вкупе с изучением поэзии средневековья вызвали интерес у Брехта к жанрам баллады, любовной песни.
Брехт не участвовал в боевых действиях Первой мировой, но работал в госпитале. Ему предстояло увидеть совершенно иную сторону войны, что также нашло отражение в творчестве. Например, это отражает «Legende vom toten Soldaten» («Легенда о мёртвом солдате»). Эту балладу делает уникальной не только отражение реалий войны начала ХХ столетия, но и обращение к мотиву воскресающего бойца, что восходит к традициям Гейне и Бюргера.
Автор не стеснялся употреблять сниженную лексику. Его кредо — честность, откровенность, прямолинейность. Всё это напоминает о том, что Б.Б. является наследником немецкого экспрессионизма. Именно точное, буквальное слово, а не эвфемизм, способно выразить эмоцию, описать переживание. Таков цикл стихов «Из хрестоматии горожанина», где Брехт описывает трудности выживания в весьма сложных общественных условиях. Здесь высказывание – способ противостоять нацистскому режиму, потому стихи насыщены беззастенчивыми тезисами и грубыми, порой непечатными выражениями.
Основные темы и мотивы
В 30-е годы XX века в Германии сложилось непростая политическая ситуация. Бертольд Брехт не мог быть сторонником гитлеровской партии, потому был вынужден эмигрировать. Писатель тяжело переживал годы своего изгнанничества. Эта тема занимает особое место в его творчестве. Мотив оставленной отчизны роднит поэта с многими авторами, от Лукреция до современников. Примером может послужить стихотворение «Изгнание поэтов»:
Не было родины у Гомера,
А Данте пришлось покинуть свою.
Ли Бо и Ду Фу кочевали в гражданские войны,
Унесшие жизни тридцати миллионов.
Еврипиду грозили процессами,
А умирающему Шекспиру закрыли рот.
Француа Вийона посещала не только муза,
Но и полиция,
«Дорогой» Лукреций
Отправился в ссылку,
Как и Гейне, как и
Брехт под Датскую соломенную крышу.(Пер. С. Городецкого)
Поэзия Брехта носит патетический характер. Она не только служит выражением чувств автора, но и рупором народа, оружием, способным бороться с тиранией и тоталитаризмом. Стихотворная палитра Брехта многообразна, есть и любовная, и философская, и гражданская лирика. И каждое из направлений имеет свою яркую индивидуальность в рамках традиции Бертольда Брехта.
Автор: Александра Барбашова