Сочинение: Причины появления «Серебряного века»

Каждый из нас знаком с таким явлением в русской национальной литературе как “Серебряный век”. Это особый период в развитии нашей культуры и страны в целом, который стал толчком к развитию иных взглядов на мир, потянув и изменив вслед за собой многие сферы жизни нашего государства и наших людей. Благодаря “Серебряному веку” нам знакомы имена целого ряда величайших писателей и поэтов, фамилии которых мы можем смело ставить в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым и Некрасовым. Значение этого уникального периода для нашей культуры трудно преувеличить. Но несмотря на это, причины появления “Серебряного века” для многих наших современников остаются загадкой, в которой сегодня мы и попробуем разобраться.

Первая “загадочная история” таится уже в самом названии “Серебряный век”, точнее в неизвестном авторе этой метафоры. Споры по поводу того, кому принадлежит первое упоминание этого названия велись очень долго и очень много. Авторство получал то философ Н.А.Бердяев, то загадочный Глеб Марев, тайна личности которого до сих пор не раскрыта, то поэт Николай Оцуп, и даже иногда сам Владимир Маяковский. Однако, если разобраться в этом вопросе более детально, становится понятно, что Маяковский, наряду с Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой, которым тоже не раз приписывали “изобретение” данного термина, служили скорее рупором для его распространения в массы и увековечивания в людской памяти. В итоге данный спор между историками и литераторами всё же принято считать завершенным и на данный момент все придерживаются одной официальной версии — “Серебряный век” придумал критик В.С. Соловьев и впервые использовал это название в своей статье «Импрессионизм мысли»  в 1897 году.

Кроме того, среди учёных до сих пор не утихают споры по поводу временных рамок этого безусловного феномена русской культуры — некоторые считают, что “Серебряный век” закончился с началом гражданской войны 1917 года, другие настаивают на том, что этот период закончился вместе с кончиной Блока в 1921 году. 

Многие исследователи также интересуются причинами, которые послужили толчком к возникновению “Серебряного века”. Самое полное и подробное сочинение по этому поводу написал Дмитрий Мережковский, его труд носит название «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», и это некий манифест для ранних модернистов. В этом тексте мы можем найти не только рассказ о предпосылках возникновения данного перелома в культурной жизни страны, но и о причинах его появления: о падении литературы, о кризисе, возникшем в связи с застоем в политической и культурной жизни страны. Автор рассуждает о путях выхода из такого кризиса — для него это вера в идеальное и желание развиваться, расти перед самим собой. Он сожалеет и сопереживает судьбе современных творцов — которые вынуждены жить в “межсезонье”: прежний век уже отжил своё, хоть и был прекрасен, а новый рассвет ещё не наступил. 

Однако, несмотря на явный провал в культурной жизни нашего общества, несмотря на отсутствие крупных авторов и талантов, Мережковский говорит, что мы живем в одном из самых важных моментов в развитии русской литературы и культуры в целом. Он говорит, что есть авторы, которые продолжают выражать истинный глас народа, что есть и сейчас по-настоящему талантливые и одаренные авторы, но их голос вынужден звучать тихо на фоне торжества общепризнанного литературного варварства и пошлости.

Если принять мнение Мережковского и смежных ему авторов за основу, то можно в целом определить причины появления такого явления как “Серебряный век”. Это своеобразная ответная реакция на упаднические тенденции и настроение в мировом искусстве, которое также переживало глубокий кризис в связи с окончанием века традиционной литературы. Во Франции этот период принято называть «fin de siècle», что дословно переводится как “конец века”. 

Статья была особенно тепло принята современными писателями-символистами, товарищами Мережковского. Сами себя они называли вдохновителями и деятелями «эстетического переворота». Уникальность их взглядов заключалась в первую очередь в том, что они признавали ценность каждого человека вне зависимости от его заслуг, в отличие от народников, которые говорили, что мера важности каждого человека определяется объёмом пользы, которую человек приносит обществу. Круг товарищей Мережковского выводил индивидуальность человека на более высокую ступень важности, и взял курс на изменение представлений читателя о мире и о людях.

Именно с идей первых представителей модернизма (Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Гиппиус и др.) — некоторые называли их декадентами, соответственно главенствующим настроениям европейской и отечественной культур — началось становление эпохи.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector