Проблема любви и дружбы в романах Франсуазы Саган

Литературу ХХ века принято рассматривать лишь в тесной связи с событиями общественно-политической жизни. Большинство авторов того времени придерживались именно такой концепции в своем творчестве, единодушно изображая своих героев сквозь призму насущных политических явлений.

Но творчество Франсуазы Саган разительно отличается от творений ее современников. Частная жизнь лирического героя у Саган неприкосновенна и разобщена с политическими настроениями. Саган в своих романах часто обрисовывает насущные социальные проблемы, но внутренние переживания своих героев держит в стороне от политической жизни. Стремясь показать нравственное падение современной молодежи, автор на правдивом социальном фоне рисует жизнь парижской богемы, к которой принадлежит большинство героев ее романов. Каждый герой у Саган живет по негласным правилам общества, в котором давно обесценились такие важные категории, как любовь и дружба. Становясь частью такого порочного общества, человек расплачивается за свое безнравственное отношение к собственной жизни тягостным одиночеством.

Первый роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» (1954) современники восприняли как предзнаменование эпохи падения нравов. Тема любви у Саган непременно граничит с разочарованием и грустью. В изображаемой ею художественной действительности, нет места настоящему чувству – едва зародившись, оно мгновенно угасает, принося лирическому герою лишь боль и разочарование. В романе «Здравствуй, грусть» главная героиня  Сесиль своими стараниями разлучает отца с его возлюбленной, Анной, которая вскоре погибает от несчастного случая. Добившись цели, Сесиль некоторое время живет беззаботно и счастливо, проводя время в легкомысленных развлечениях. Несмотря на то, что все идет по плану, в глубине души Сесиль начинает терзать совесть и это становится причиной ее грусти и неудовлетворенности жизнью. Радость исчезает, уступая место разочарованию. Подобно Сесиль, Франсуаза Саган изображает еще множество своих героев. Все они, лишившись душевных сил в погоне за легкомысленными радостями жизни, теряют способность к искренним чувствам.

Герои романа «Немного солнца в холодной воде» проходят похожий путь от любви к разочарованию. Успешный молодой журналист, Жиль Ланибье, по собственной глупости отрекается от своего первого и, возможно, единственного в жизни искреннего чувства, он оставляет любимую женщину, боясь потерять независимость.

Франсуаза Саган на протяжении всего своего творческого пути пытается найти ответ на вопрос, что такое настоящая любовь и какова ее реальная сущность. В попытке найти верный ответ, писательница исследует природу любви, так же как и писатели «потерянного поколения». Довольно часто герои близки духовно, только пока между ними есть близость физическая, а когда плотское влечение проходит, они становятся чужими. Подобный негативный любовный опыт приводит героев к раннему духовному старению, они теряют веру в собственные мечты. Все это происходит с героями Саган лишь потому, что они изначально оказываются не готовы полюбить по-настоящему.  На искреннее чувство способны только Анна в романе «Здравствуй, грусть» и Натали — в романе «Немного солнца в холодной воде». Чтобы понять сущность любви, герой Саган должен пройти определенный жизненный путь.

Творчество Франсуазы Саган пронзает еще одна очень интересная тема – тема возвышенной любви молодого человека к женщине, гораздо старшей по возрасту. Такую проблему автор поднимает не зря: Саган желает показать несостоятельность молодого поколения, его опустошенность и неудовлетворенность любовным чувством.

В литературе ХХ века центральной темой становится внутренняя трагедия личности, утратившей жизненный смысл. Писатели тех годов пытаются отыскать смысл человеческого бытия именно в проявлениях дружбы и любви. По их мнению, лишь при способности человека к этим чувствам, возможно сохранение его как личности. Но стремление человека к нравственной победе над собой всегда будет только его личным решением.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector