Основные черты литературных направлений серебряного века

Символизм

Символизм зародился во Франции в последней четверти 19 века. Далее он распространился в Норвегии и Бельгии. В Россию символизм пришел в начале 20 века, став одним из крупнейших течений в литературе. Его главная задача – интуитивное постижение мира через символы. Вопреки логике, главным является познание через чувства. В общеизвестные образы символисты вкладывали свой собственный смысл. Этому течению присущ дуализм. Существует мир материальный и ему в противовес мир символов, знаков, тайных смыслов. Символизму характерна ритмичность и музыкальность в поэзии, лёгкий слог. Символизм в русской литературе характеризуется следующими чертами:

  • Неясный смысл, когда читатель может додумать собственные детали сюжета. При этом он становится как бы соавтором произведения.
  • Использование конкретных символов, которые не могут быть трактованы двояко.
  • Простонародные слова используются в произведении как средство выразительности.

Самыми яркими представителями символизма в русской литературе были Ю. К. Балтрушайтис, К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. А. Блок, А. Белый, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и другие.

Акмеизм

Акмеизм был создан в противовес символизму. И если символизму характерна загадочность и недосказанность, чувства преобладают над разумом, то в акмеизме все наоборот. Поэзия понятна обычному читателю. Образы предельно точны и ясны. Данное литературное течение зародилось в России в начале 20 века. Акмеистов волновали события, происходящие в стране и мире. Они имели собственную политическую позицию и заявляли о ней во всеуслышание. Последователи течения призывали отказаться от неясных идей и таинственных символов и сосредоточиться на реальной жизни, на проблемах настоящего. Они считали символизм неприятием действительности и негативным к ней отношением, попыткой отрицания. Акмеисты же в самых простых вещах пытаются найти что-то хорошее. Главенствующим в мире акмеисты признают человека, который живёт в гармонии с собой и действительностью. Акмеисты видят мир наполненный смыслом. В этом мире человек живёт в гармонии с природой. Основоположниками акмеизма считаются Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Одним из самых активных членов движения была Анна Ахматова. Кроме нее, представителями акмеизма были Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузьмин.

Футуризм

Так же как и акмеизм, футуризм возник в 10-20х годах 20 века. Футуристы в погоне за будущем отрицали ценность традиционной культуры и ее наследий. В истории это течение осталось как самое революционное и бунтарское. Техническая цивилизация рассматривалась как новая ценность. В центр своего внимания поэты ставили технические достижения: строительство новых путепроводов, кораблей, развитие городов и надвигающиеся перемены в жизни. Для российского футуризма характерны следующие черты:

  • Обращение к будущему
  • Восхищение новым человеком
  • Урбанизм
  • Изобретение новых словесных форм
  • Отрицание преемственности литературы

Кроме создания и использования новых форм слова, урбанисты первые создали основы графики. В одном напечатанном стихотворении могли использоваться шрифты разного размера. Стих мог быть расположен по диагонали, столбцом или вообще вниз головой. Футуризм не ограничивался лишь литературными рамками, он проявлялся в поступках участников течения. Они нередко эпатировали публику.

Наиболее известные футуристы: Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Георгий Шенгели, Василий Каменский, Сергей Бобров, Борис Пастернак и другие.

Имажинизм

Имажинизм, как течение в литературе, просуществовал совсем недолго. В России этот термин впервые появился в 1915 году, после того как стало известно о появлении имажинистов в Англии. А первый поэтический вечер имажинистов прошел в январе 1919 года, но следующий день был выпущен их манифест. Сам термин происходит от слова imago, что означает образ. У имажинистов не получилось открыть принципиально новых путей развития литературы и поэзии. Важнейшей в течении стала метафора, которая имеет единственное значение. Часто череда метафор, сравнивающая два образа одного объекта – прямой и переносный. Абсолютно нового в этом приеме не было. Теми же приемами пользовались и символисты и акмеисты. Большое влияние на течение оказало творчество Есенина. Ещё до создания общества имажинистов он выпустил работу, в которой речь шла о его личных размышлениях о творчестве и искусстве слова. В эту школу входили разные поэты, которые отличались не только поэтической практикой и теоретическими взглядами, но и известностью в широких кругах.
Вступление Есенина в их общину было выгодно для имажинистов, они нуждались в громком имени. Наиболее известные имажинисты: С. Есенин, М. Ройзман, В. Эрлих, В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Мариенгоф.

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector