Краткое содержание повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»

Мещёрская сторона, находящаяся между Владимиром и Рязанью, – это остаток пояса хвойных лесов. Повествование о любимом крае рассказчик начинает не с географических сведений, а с описания скромной, но прекрасной русской природы. Путник увидит там бескрайние сосновые леса, заливные луга, чёрные озёра, реки, болота, заросли можжевельника, косяки журавлей, избушки лесников, тёплые стога снега, в которых можно ночевать осенью. До его слуха долетит пение птиц, вой волков, шум ветра, шорох дождей, далёкий плачь гармони. Чтобы открыть для себя всю прелесть этих мест, нужно время.

Рассказчик впервые попал в Мещёрский край из Владимира. Он ехал по узкоколейке на старом медленном поезде с прозвищем «мерин». Местные жители, даже старухи с поклажей, спрыгивали с подножек прямо на ходу. На станции Пилево в вагон влез словоохотливый бородатый дед. Комсомолец послал его в город с ерундовым поручением – сообщить работникам краеведческого музея об обнаружении неизвестных птиц. В прошлом году он ездил с сообщением о найденных рогах гигантского оленя.

Прежде, чем отправиться в путешествие по мещёрским лесам, автор изучил старинную карту 1870 года. С тех пор изменились русла рек, высохли болота, озёра превратились в трясину, но всё равно по карте ориентироваться проще, чем по рассказам аборигенов. Сельские старожилы объясняют дорогу эмоционально, со страстью, но, следуя их советам, очень легко заблудиться.

Рассказчик рассуждает о том, как в лесу меняется наше мировосприятие. У человека, оставшегося один на один с природой, резко обостряются ненужные в городе чувства и инстинкты. Чтобы не потеряться, нужно знать приметы: естественные, вроде яркой рябины, и искусственные, например, зарубки. Путник также должен уметь предсказывать погоду по дыму костра, росе или поведению рыб, определять время по звёздам, солнцу и крику петуха.
Автор изучает по карте географию Мещёрской низменности: на юге – полноводная Ока, севернее реки – лесистая местность с торфяными болотами, на западе – сосновые боры с восемью труднодоступными озёрами. Ока как бы разделяет территорию на две природные зоны: плодородные рязанские земли, за которыми начинаются степи, и тёмные хвойные леса Мещёры.

Следующая глава посвящена мшарам и Поганому озеру. Мшары – заросшие тысячи лет назад водоёмы, покрытые мхами и корнями. Среди них есть лесистые «острова», по краям чётко прослеживаются берега. Рассказчик из любопытства отправился с друзьями в поход к Поганому озеру с чёрной водой, нагоняющему страх на местных жителей. Устав пробираться через труднопроходимые дебри, группа устроила привал на «острове». Нетерпеливый писатель Гайдар продолжил путь, не взяв компаса и полагаясь только на солнце. Во второй половине дня небо заволокло тучами, Гайдар не возвращался, на крик товарищей откликались только волки. Один из туристов пошёл на поиски, остальные разожгли заметный издалека костёр. В сумерках оба вернулись в лагерь. Гайдар рассказал, что видел Поганое озеро с высокого дерева, но не решился подходить ближе, опасаясь утонуть в трясине. Через год вся компания дошла до Поганого озера. Его берега качались под ногами, следы мгновенно наполнялись водой. Они ловили окуней и пережили сильную грозу. У деревенских баб друзья заслужили репутацию отчаянных смельчаков.

Далее автор повествует о реках и каналах Мещёрского края. Через леса течёт красного цвета Солотча и Пра с чёрной ватой на дне – фабричные отходы из города Спас-Клепики. По берегам Пры раньше селились раскольники. Рассказчик любит путешествовать на лёгком узком чёлне по каналам, прорытым генералом Жилинским ещё при Александре II для осушения болот. Путь всегда заканчивается озером или рекой. Во время плавания встречаются водные крысы. За их охотой на рыбу интересно наблюдать. С сельскохозяйственной точки зрения каналы оказались почти бесполезны – на здешней торфяной и песчаной почве растёт только картофель.

Величественные мещёрские сосновые леса писатель сравнивает с кафедральными соборами, где мох под ногами напоминает дорогой ковёр. В ветреные дни бор похож на бушующие море. Встречаются дубовые перелески, но они непроходимы из-за агрессивных рыжих муравьёв. Рассказчик наслаждается многокилометровыми прогулками по диким местам, описывает красоту заката и прелесть ночи у костра. Он живёт в палатке у озера по несколько дней, для отдыха ему хватает всего двух часов сна на свежем воздухе. Однажды во время рыбалки на Чёрном озере, вокруг его резиновой лодки стала крутиться гигантская щука с острым плавником. Спасаясь от опасной рыбы, он погрёб к берегу, но там стояла и подвывала волчица с тремя волчатами. Зверя удалось отогнать броском тяжёлого грузила. Оказалось, что туристы разбили лагерь рядом с волчьим логовом.

Автор подробно повествует о мещёрских озёрах и лугах. Водоёмы бывают разных цветов – фиолетовые, желтоватые, оловянные, синеватые, зеленоватые, но большинство из них – чёрные. Особенно красиво на смоляной воде смотрятся опавшие листья. Луга, расположенные между лесом и Окой, богаты травами, из которых получается отличное сено. В сумерках луга напоминают море. Рассказчик описывает один день в палатке возле реки Прорвы, куда он часто приезжает осенью, чтобы половить рыбу и обрести душевный покой.

Отдельная небольшая новелла посвящена невезучему пожилому рыбаку, приехавшему из Москвы с модным спиннингом. Он громко восторгался красотой природы, рвал о коряги дорогие лески, но ничего не мог поймать в то время, как у мальчишек с верёвкой на палке клевало хорошо. Однажды ему повезло – удалось вытащить на песок огромную щуку. Пока старик рассматривал добычу через пенсне, рыба прыгнула в воду и уплыла.
Повествование снова возвращается к лугам, среди которых много озёр. Рассказывается об особенностях рыбалки на каждом из них. Одно из названий водоёмов укоренилось в народе с подачи приезжих рыбаков. Только деревенские стали именовать озеро не Лангобардское, а Амбарское.

Следующая глава посвящена старикам. В шалашах и землянках возле рек можно встретить паромщиков, колхозных сторожей, корзинщиков, любящих поговорить с путниками, пережидающими в их жилище грозу. Свободная беседа начинается после знакомства и слов о погоде. Чаще всего речь заходит о современных технических достижениях или необыкновенных происшествиях. В качестве примера такого общения рассказчик приводит свой разговор с дедом Степаном и двенадцатилетней девочкой, заблудившейся в поисках тёлки. Корзинщик рассказывает, что прежде все окрестные леса и поля принадлежали монастырям, а теперь справедливо переданы народу. Молитвы, по его мнению, бесполезны – они не спасают от бедности и тягот деревенской жизни. Особенно плохо приходилось бабам с вечно голодными детьми – женщины целыми днями стояли у печи. Теперь у них появилась возможность реализовать себя в городе. В пример Степан приводит Маньку Малявину, которая поёт в московском театре и ежемесячно присылает родственникам большие деньги. Как-то она выступала перед односельчанами, и старика потряс её прекрасный голос. После Октябрьской революции жить стало интереснее, и корзинщик жалеет, что рано родился.

Мещёрская земля полна талантов. Рассказчик одно время снимал комнату в Солотче, испокон веков славившейся художниками и иконописцами. У хозяйки висели две прекрасные работы заезжего итальянского живописца. По соседству стоял дом всемирно известного гравёра академика Пожалостина, украшенный портретами исторических деятелей и писателей дореволюционной эпохи. Через год автор переехал в постройку, бывшую когда-то баней гравёра. Пожалостин учил односельчан рисовать, и теперь картины есть почти в каждой избе. В этих местах родились живописцы Архипов и Малявин, скульптор Голубкина. Как-то к рассказчику зашла тётка Сергея Есенина Татьяна, чтобы продать сметану – она оказалась жительницей соседней деревни.

Много внимания уделяется истории семьи Зотовых, чья изба находится на озере недалеко от Солотчи. Отец семейства родился бедняком, а теперь его дети получили образование, живут в достатке, интересуются культурой. Старший сын, работающий на ихтиологической станции, купил у старухи оставшуюся от господ старинную итальянскую скрипку, хочет её починить и подарить кому-нибудь из знакомых музыкантов. Второй сын преподаёт ботанику в сельской школе. Третий – ещё учится. Он был подмастерьем у приезжего московского художника и чуть не умер от воспаления лёгких после успешных двухнедельных поисков под дождём потерянных дорогих красок. Мальчик тоже хочет стать художником.

Рассказчик с любовью описывает баню, долго заменявшую ему дом. Постройку окружал частокол, где застревали коты, привлекаемые запахом пойманной рыбы. Писатель редко ночевал внутри, предпочитая спать в беседке. На рассвете он пил чай в избе, брал вёсла и шёл к реке, чтобы отправиться в путешествие по затерянному миру.

Поучительный смысл повести Паустовский раскрывает в конце. Мещёрский край богат торфом, лесом, картофелем, сеном, ягодами, но любить родную землю нужно не за материальные блага, а просто за её неяркую красоту. Если бы рассказчику пришлось воевать, он знал бы, что сражается и за этот уголок природы, научившей его видеть прекрасное.

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector