Краткое содержание повести А. Рыбакова «Кортик»

Повесть Анатолия Рыбакова «Кортик», вышедшая в 1948 году, стала первым произведением захватывающей трилогии писателя.

Главные герои

Персонажей в повести очень много, но основными являются всего трое: мальчик Миша, матрос Полевой и предводитель банды, Никитский.

Второстепенных персонажей значительно больше, и они также очень важны для воплощения замысла автора. Стоит выделить приятелей главного героя Мишки – Генку и Славу, Борю, с которым герою подружиться хотелось, но не удалось, и несколько взрослых персонажей: Филина, денщика Никитского, мать Владимира и директора школы.

Часть первая: Ревск. Главы 1-4

Миша проснулся ни свет, ни заря из-за дикого желания как можно скорее сделать себе рогатку. Для этой цели он вырезал небольшой кусок резины со старой велосипедной камеры. Мальчик уже было занялся делом, как вдруг заметил соседа, копавшегося в конуре собаки. Любопытство заставило Мишу сразу же после ухода мужчины осмотреть будку. Находкой стал кортик, который мальчик, внимательно осмотрев, положил на место.

Велосипед, с которого Михаил срезал кусок резины, принадлежал дяде Семену. Поэтому, едва мужчина принялся за ремонт своего транспорта, тот незаметно ускользнул со двора, боясь наказания за свою проделку. Но совсем уйти от ответа за провинность сорванцу не удалось – он был лишен прогулки на весь следующий день. Поначалу мальчик загрустил, но неожиданно вспомнил о припрятанном кортике и решил получше его рассмотреть.

Найденный нож представлял собой трехгранное изделие редкой красоты. Каждая грань отличалась особой гравировкой: мальчик разглядел среди рисунков скорпиона, лилию и волка.

Вдоволь налюбовавшись на свою находку, Миша посчитал нужным вернуть ее на место, но ему помешали это сделать прохожие. Мальчик решил пока припрятать нож в диване, а сам вылез в окно прогуляться.

Главы 5-9

После прогулки друзья залезли в свой шалаш, расположенный на высоком дереве. Оттуда мальчишки увидели, как в городе появилась преступная банда. Испугавшись, они в спешке вернулись домой. По дороге Миша оказался свидетелем нападения хулиганов из банды на его соседа Полевого. Бандиты требовали у мужчины вернуть тот самый кортик. Мальчик, желая помочь, тайком отдал матросу оружие. Тот был вынужден бежать в столицу. Мишка вместе с другом отправился вслед за матросом.

В Москве мальчики нашли Полевого и расспросили его о кортике и бандитах. Оказалось, что матрос невольно стал очевидцем убийства бандой некого Владимира, который и оказался хозяином кортика. С тех пор банда во главе с Никитским охотилась за оружием и свидетелем преступления, Полевым.

Главы 10-14

Друзья задержались допоздна в лесу, с увлечением собирая грибы, и остановились на ночлег у обходчика. Посреди ночь в дом вломилась банда преступников, требуя остановить проходящий мимо эшелон. Обходчик отказался им помогать, и началась потасовка. Бандиты разобрали дорожные пути.

Матрос Полевой подарил Михаилу кортик и поведал тайну оружия. Внутри рукоятки ножа была спрятана пластина, на которой были запечатлены странные символы, разгадка которых хранилась в ножнах.

Полевой предостерег парнишку от общения с неким Филиным.

Часть вторая: Двор на Арбате. Главы 15-19

По прошествии нескольких лет, Миша продолжал хранить тайну оружия. Теперь у него появилась еще пара друзей: Саша и Шура. Первый виртуозно играл на пианино, а второй – занимался театральной деятельностью. Борька же, показав себя жадным и подлым, предложения дружбы не заслужил.

Друзьями было принято решение о постановке спектакля. Шурка, как наиболее близкий к театру, получил задание организовать предстоящее представление.

Дворник рассказал ребятам, что в подвале клуба есть запертый тайный подвал. Любопытство заставило мальчишек исследовать его, но ничего интересного там не было. Однако мальчишки вскоре поняли, что в подвале они не одни. Филин в компании высокого незнакомого мужчины спустился туда.

Часть третья: Новые знакомства. Главы 29-33

Мальчишки установили за складом слежку и через какое-то время заметили там таинственного незнакомца. Тот проследовал в лавку, которая специализировалась на скупке коллекционных редких предметов. Вышел незнакомец уже через черный ход, пряча что-то от прохожих. Вероятно, это было то, что искали мальчишки.

Незнакомец долго говорит со скупщиком, работающим в лавке.

Главы 34-41

Репетиции готовящегося представления отнимали у Миши почти все свободное время, но, тем не менее, он находил время на поиски информации о Филине. Агриппина Тихоновна поведала парню о связи этого господина с городом Ревском. Дело оставалось за малым – узнать, какое отношение незнакомец имел к матросам.

Часть четвертая: Отряд 17. Главы 42-46

Борька также был привлечен к постановке представления. Ребята предложили ему за вознаграждение, а именно – ножик, принести из дома любые принадлежности его отца-матроса. Тот вскоре принес матросскую ленточку. И это было как нельзя кстати – на ней мальчишки увидели название судна, которое и вызывало у них такой интерес. Таким образом, затея ребят удалась – они получили необходимую информацию от Борьки с помощью запланированного театрального спектакля.

Главы 47-53

Теперь ребята окончательно удостоверились в том, что Филин раньше был матросом. Следующей их целью было возвращение ножен кортика, которые, скорее всего, находились в лавке у скупщика. Вскоре они получили желанный артефакт. Он, подобно самому кортику, также был усыпан неведомыми иероглифами.

Часть пятая: Группа б. Главы 54-57

Мишка имел довольно теплые и доверительные отношения с директором школы. Однажды мальчик решился открыть тому свою тайну. Директор, будучи человеком высокообразованным и начитанным, помог Мише расшифровать найденное послание. В нем говорилось о необходимости открыть часы на кортике. Они, вероятно, принадлежали погибшему Владимиру. Теперь у мальчишек появилась новая задача: отыскать родственников матроса, чтобы прояснить эту загадку.

Главы 58-63

Ребята проштудировали всю имеющуюся информацию об оружии. Они узнали, что кортик изготовлен был аж в восемнадцатом веке. Директор помог искателям добыть сведения обо всех матросах, носивших имя Владимир, и которые имели отношение к линкору. Так мальчики узнали, что фамилия матроса – Терентьев, а кортик он получил по наследству.

Товарищи теперь обладали всей необходимой информацией о жизни Владимира и решили наведаться к супруге профессора, который учил матроса. От старушки искатели узнали, что Терентьев всегда был порядочным и добрым человеком и ответственным студентом.

Часть шестая: Домик в Пушкине. Главы 64-71

Помимо характеристики на Владимира, профессорша нашла еще несколько старых писем. Оттуда ребята узнали, что мать матроса жила в Пушкино. Именно у ее дома и отирался тот высокий незнакомец. Через некоторое время стало известно, что Никитского задержала милиция, но преступник не признает своей вины ни в чем. Михаила вызвали дать показания и помочь в расследовании.

Главы 72-74

Мишина помощь следствию была неоценимой, ведь он много знал о банде. Всю информацию он немедленно передал следователю. Не забыл парень и о разгроме дорожных путей и о найденном оружии.

Мать Терентьева сразу узнала нож сына. Она рассказала историю этого кортика. Раньше мужчины их рода занимались подъемом затонувших кораблей. Места нахождения тех суден, на которых были обнаружены какие-либо ценности, обязательно отмечались в документах.

Такую информацию необходимо было защищать от бандитов, поэтому ее шифровали. Одну из таких бумаг поместили ради безопасности в закрывающиеся часы. Ключ же был змеей, обвивающей рукоять кортика. Главарь банды, Никитский, обманом добыл эту секретную информацию. С этого момента и началась эта запутанная история.

Найденный документ передали государству, теперь он был в безопасности. Ребят же – приняли в Комсомол.

Продолжение этой истории освещено в следующей книге трилогии — «Бронзовая птица».

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector