Краткий анализ стихотворения «Родина» (И.А. Бунин)
Иван Бунин — это разносторонняя личность и писатель, зацепивший любителей литературы своей прозой. “Тёмные аллеи” — собрание рассказов от автора, вдохновляет разных творческих личностей на создание своих творений и осмысленных сюжетов, которые смогут запасть в душу многим ценителям искусства. Однако проза — не единственное, что ему удаётся делать хорошо, он также известен как хороший и, самое главное, цепляющий, поэт. Он пишет так правильно и красиво, что не остаётся никаких вопросов о его профессиональности и любви к своему делу. Отдельного упоминания и разбора стоит “Родина”, которая сможет окунуть тех, кто только планирует познакомиться с творчеством Ивана.
История создания
“Родина” появилась не в самые светлые и счастливые моменты жизни Бунина. Проблемы с деньгами привели к тому, что он никак не мог вступить в брак со своей любовью — Варварой Пащенко. Его семья продавала множество ценного имущества просто для того, чтобы держаться на ногах и не упасть в нищете. Деньги стали главной проблемой в том периоде, а молодой автор воспринимал всё это очень остро и испытывал огромный спектр самых разных эмоций. Его умение видеть во всём красоту отобразилось и на родных Русских краях — он смотрел на природу и подмечал все те особенности, которые многие не замечают и которые были мало интересны простым людям. Его стиль написания не принёс много нового в тот период времени, но считался отличным классическим, подчёркивающим красоту Русских слов, стиль.
И так, в 1896 году выходит произведение, где Бунин делится своим собственным пониманием родных краёв, рассказывает о местах, которые больше всего были ему по душе и вызывали особенные эмоции. В произведении очень хорошо описано то, как Иван воспринимал и запомнил родину.
Жанр и стиль
Бунин никогда не отличался особенным и новым стилем написания — он был больше классиком, но всегда использовал это грамотно и красиво, что не возникало проблем с чтением его работ. Даже несмотря на классичность произведения, всегда можно было выделить Бунина среди остальных — он создавал что-то своё, не озираясь на прочих писателей.
“Родина” — пейзажная лирика со спокойным ритмом — оно размеренное, не быстрое, при его чтении не нужно никуда спешить или нарушать всё задуманное спокойствие. Написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Композиция
Её в “Родине” можно распределить на пару частей:
- Представляет собой описание тусклых пейзажей, запомнившихся автору. Непримечательная часть с обычными представлениями о мрачной стороне России, написанная без фанатизма и громких слов.
- Мрачность и грусть Русских просторов постепенно смягчается — и в этой части проявляется огромная любовь к этим местам, всё это выражается не резкими словами, которые описывают печаль всех мест с приятной стороны.
Образы
Самый основной образ в “Родине”, конечно, природа. Все те виды и места, которые он описывает, отлично знакомы каждому читателю, который хотя бы раз присматривался к Русским просторам. Её обширность, но при этом однообразность, что с любой точки страны всё равно окунёшься в эту безмятежно мрачную атмосферу, отлично показывает, почему здесь всё такое красивое.
Символы
“Сумрачная даль” говорит о том, насколько огромна эта страна и какой бескрайней она кажется.
“Мертвенно-свинцовое” описывает чувство, словно на душе становится пусто. Можно заметить в этом связь с зимними морозными пейзажами, конкретно “снежной пустыней”. Всю депрессивность и опустошение в особенности хорошо передаёт строчка: “Нет конца лесам сосновым”.
Герой чувствует себя опечаленным, испытывает множество переживаний и понимает, как все эти просторы отлично отражают всю его душу — перед ним сумрачная даль и единственное, что укрывает его от видения мрачного и невесёлого будущего — туман, который кажется нереальным.
Тема и настроение
На первый взгляд Бунин решил взять не самую важную тему — изображение Русской природы. Но в ней скрывается вся та печаль, свалившаяся на него. Для описания он решил взять не самое яркое и отличающееся красотой время — несколько минут перед тем, как закончится очередной день. Описанные тёмные и бесконечные леса во многих пробуждают некую тревожность, “мертвенно-свинцовое” небо приносит печаль и опустошённость. Но вдали есть таинственный туман — “молочно-синий” — который всё-таки настраивает автора и читателей на что-то хорошее, надежду на то, что в конце этого пути обязательно окажется свет и печаль исчезнет. Ивану отлично получается показать ту депрессивную Россию — с её серыми видами, огромными и бесконечными лесами, неприветливым грустным настроением. Но всё это кажется настолько родным и близким к сердцу, что он не может не любить эти жуткие виды.
Всё произведение стабильно держится на какой-то грусти и депрессивности, но, ближе к финалу, смягчает груз негативных эмоций капелькой надежды и света, которого так не хватает во всём произведении.
Идея
Бунин не стремился навязать красоту и необъятность родных краёв — наоборот — он хочет, чтобы читатели поняли и прочувствовали, что автор видит и чувствует, смотря вдаль, о чём думает и на что надеется. Иван хочет показать, как природа России приводит людей к разным мыслям — не радостным и вдохновляющим, а грустным и депрессивным. Через все эти места и описания он стремится показать, как эту страну невозможно понять, если думать о ней и как ей можно насладиться, если попытаться её прочувствовать.