Итоговое сочинение: Образ учителей в рассказе «Человек в футляре» А.П. Чехова

Одно из известнейших произведений Антона Павловича Чехова, рассказ «Человек в футляре», является частью серии «Маленькая трилогия». Красная нить, проходящая через весь цикл произведений — то, что человеку не стоит замыкаться в себе и отгораживаться от общества, это пагубно повлияет на него и на его окружение. И в наши дни актуальна идея о том, что жить необходимо всё же реальной, настоящей жизнью, уметь принимать решения и по-настоящему взрослеть, а не закрываться в собственной «ракушке».

Чехов умел сочно и ярко описывать персонажей — и в «Человеке в футляре» перед читателем, как живые, проходят учителя гимназии. Казалось бы, все эти люди должны быть достаточно интеллигентны и образованы, чтобы занимать свою должность, однако, и в их умы пробрались человеческие пороки — леность, пошлость, косный образ мысли.
Наиболее запоминающимся стал образ учители греческого — Беликова. Автор настолько преисполнен презрения к этому персонажу, что даже его имя и фамилия так ни разу и не упоминаются, оставшись неизвестными. Этот человек будто бы даже глаз, зеркала души, не показывает — ведь он носит тёмные очки. Немолодой, небольшого роста, этот человек отлично соответствует своему делу — преподаванию мёртвого языка. Он всегда застёгнут на все пуговицы как в прямом, так и в переносном смысле. Как все его вещи находятся в специальных чехлах, так и сам Беликов непроницаем для любого человека из своего окружения. А корень такого поведения — в его невероятной тревожности, породившей эту патологическую замкнутость. Оттого Беликов настолько привязан к бумагам, правилам и законам — даже директор гимназии опасается его.
Однако есть и противоположные ему люди. Один из таких персонажей — учитель Буркин. Этот человек обладает прогрессивными взглядами, не подвержен стереотипному мышлению, а также много и интересно рассуждает на самые различные темы. Он наблюдателен и является хорошим рассказчиком — но так и остаётся в роли наблюдателя, не пытаясь что-то изменить, хоть его и возмущает поведение Беликова.
Главный же «противник» Беликова — учитель географии и истории, Михаил Саввич Коваленко. Этот человек ещё молод, росл и здоров, у него звучный басистый голос, его внешность также свидетельствует о яркости характера — он не боится носить сорочку-вышиванку и длинный чуб. Этот преподаватель действительно увлечён своим делом, он много читает и совершенствует свои познания. И, в отличие от Буркина, Коваленко открыто и активно недоволен Беликовым. Однако, один человек оказывается неспособным победить целую систему — и Коваленко приходится возвращаться на родину, не будучи в силах улучшить казённую, похожую на полицейскую будку, атмосферу учебного заведения.
Явление, ёмко названное «беликовщиной», несёт в себе опасность и для человека, и для общества. Оно противодействует свободе во всех сферах жизни — и особенно опасно в гимназии, где обучаются и формируются как личности молодые люди. Эта волна выплёскивается и за границы гимназии — и уже прочие жители города начинают опасаться выражать своё мнение, читать и даже помогать другим людям! Мещанство, косность, пассивность — эти качества воплотил в себе Беликов, и каким-то образом ему удалось заразить целый город, или хотя бы большинство его жителей, своим пороком, словно это опасная болезнь.
Персонажи произведений Чехова — обычные, казалось бы, ничем не выделяющиеся люди. Они не слишком богаты и не особенно бедны… Но контрасты их характеров, способов мысли и поведения, показывают читателю многообразие человеческой натуры и предлагают сделать выбор для собственной жизни и судьбы. И всё же рассказ «Человек в футляре» несёт в себе каплю надежды на то, что в стране есть прогрессивные, активно мыслящие люди, а значит — будущее может оказаться светлым.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector