Фантастический реализм в литературе

Данная статья посвящена одному из самых востребованных направлений в русской литературе, за которым закрепилось данное ему Ф.М. Достоевским название «фантастический реализм».

История создания

Принято считать Федора Михайловича Достоевского основателем фантастического реализма в России. Однако, по мнению исследователя  В. Н. Захарова, в 1869 Фридрих Ницше впервые употребил этот термин по отношению к Шекспиру. В 20-е годы ХХ века это выражение использует Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в русском театроведении как определение творческого метода Е. Вахтангова.

В 1948 году возникла носившая мистико-религиозный характер «Венская школа фантастического реализма», ярчайшими представителями которой были Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Художники исследовали глубоко спрятанные уголки человеческой души, поднимали  вневременные и вечные темы, ориентируясь на традиции немецкого Возрождения. Уже в начале 60-х годов ХХ века Арик Брауэр, Вольфганг Хуттер и Антон Лемден создают новый стиль и новую школу «фантастического реализма». В дальнейшем течение получило продолжение в стиле виженари арт (англ. Visionary art — художественный стиль, в основе которого лежит изображение увиденного в состоянии измененного сознании, медитативного созерцания или «флешбеков»(англ. flash «вспышка, озарение» + back «назад»), возникающих после трипов (психотропные путешествия).

Определение и основные черты

Фантастический реализм — направление, в рамках которого через фантастические образы автор раскрывает действительность, пытаясь её понять и объяснить.

Признаки:

  • Основная черта фантастического реализма заключается в несоответствии объективной достоверности, то есть характер человека не обусловлен связями с миром. В фантастике происходит соприкосновение человека с иными мирами, сущность становится явлением.
  • Также важной чертой является двоякое восприятие действительности. Писатели создавали фантастические или условные миры, куда помещали своих вполне «человеческих» или чуть-чуть демонических героев.

Представители

Достоевский

Суть фантастического реализма Достоевского в отображении истинной природы человека в пограничных ситуациях, а также в изображении заблудших душ, мучимых наваждением (Раскольников в «Преступлении и наказании», Шатов в «Бесах»). Чтобы определить своеобразие творчества писателя, исследователи также вводили такие термины, как “идеал — реализм”, “экспериментальный” или “опытный реализм”. Для автора фантазия реальна, утопия достижима. Фантастичная проповедь его творчества демонстрирует стремление к идеалу по заповеди Христа.

Взгляд Достоевского на действительность часто подвергался критике, его называли жестоким, фантастическим и исключительным. Писатель не соглашался:

Мой идеализм — реальнее ихнего. Господи! Пересказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, — да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм!

Он утверждал, что все его истории не выдуманы, а взяты из газетных хроник, из знакомств и бесед девятилетней каторги и т.д. Например, сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского. Писатель считал, что фантастическое должно соприкасаться с действительностью до такой степени, чтобы читатель почти поверил в реальность написанного.

Гоголь

Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальная и загадочная фигура, мастер слова, внесший в развитие русской литературы особый реализм, в котором переплетается фантастика и реальность, гротеск и детализация, союз трагического и комического. Автор «Мертвых душ» был преемником А. С. Пушкина, продолжил начатую в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике» тему «маленького» человека. Фантастический реализм Гоголя — это отражение реальности через необъяснимые события. Особое место в творчестве Гоголя занимают народные, сказочные мотивы. Ими, если разобраться, пронизано большинство произведений автора. Например, в примечании к «Вию» автор указывает, что «вся эта повесть есть народное придание».

Ярчайшим примером фантастического реализма Гоголя является цикл «Петербургские повести». Например, в произведении «Нос» часть лица отделилась от хозяина и начала путешествовать по городу, устраивая свою личную и служебную жизнь. Через эту метаморфозу автор передал агрессивный характер столицы и ее социальной среды для людей, которые мельчают, опошляются и в буквальном смысле разрушаются на ее фоне. Подробный анализ этого примера вы найдете по ссылке.

Н. В. Гоголь был основателем и ключевой фигурой  «натуральной школы»(1840-е годы), в которую входили также И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров и другие. Писатель оказывал своими произведениями большое воздействие на молодые таланты, направляя их идейные и художественные интересы. Натуральная школа внесла в литературу творческий реализм, верность действительности, идейное отрицание изображаемой жизни. Авторы «натуральной школы» закрепили тенденции фантастического реализма, и Николай Васильевич занимал в этом ведущую роль.

Пушкин

У Александра Сергеевича Пушкина основной этап развития фантастического реализма заключен в «Пиковой даме», «Графе Нулине» и цикле «Маленькие трагедии». Писатель впервые вводит в литературу объективное изображение жизни, «ничтожных героев», фантастические повороты сюжета, отклоняясь от классического романтизма.

А.С. Пушкин представляет фантастические образы в виде аллегорий, психологических и философско-исторических обобщений. В «Полтаве», несмотря на стилизацию в духе украинских исторических дум, поставлены и решаются важные политические проблемы. В «Пиковой даме» мистическая составляющая служит для раскрытия метаморфозы игры: Германн сходит с ума, погружаясь в азарт. Можно сделать вывод, что все зрелое творчество Пушкина подчинено реалистической задаче, такой, какая она есть в ее существенных чертах.

Примеры

  1. Николай Васильевич Гоголь «Нос», 1836. Произведение состоит из трех частей, в которых рассказывается об невероятных происшествиях в жизни коллежского асессора Ковалева, который неожиданно просыпается утром без носа. Читателю предстоит узнать, почему эта часть тела постоянно ускользает от хозяина. Подробнее…
  2. Фёдор Михайлович Достоевский «Бесы»,1871-1872. Знаменитый пророческий роман-предупреждение Ф.М. Достоевского и сейчас интересен современному поколению читателей. В основе сюжета лежит реальное событие — «дело Нечаева». Революционеры, члены небольшого законспирированного кружка, убили своего товарища, решившего «отойти от дел». Ф.М. Достоевский раскрывает особенности русской души, в которой поселились «бесы». Подробнее…
  3. Харуки Мураками. «1Q84, 2009-2010». Действие книги происходит в мире, где некоторые видят на небе две луны, где ключом к вечной любви служит Симфониетта Яначека, где полицейских после всколыхнувшей всю страну перестрелки с сектантами перевооружили автоматическими пистолетами взамен револьверов, где LittlePeople — Маленький Народец — выходят изо рта мертвой козы и плетут Воздушный Кокон.
  4. Братья Стругацкие «Пикник на обочине», 1972.“Пикник на обочине”- одно из самых удивительных произведений Братьев Стругацких, имеющее множество экранизаций. Авторы рассказывают о Зоне. Это место, которое видит человека насквозь и является своеобразным тестом-контролем человеческой души. Именно эта книга стала основой идеи S.T.A.L.K.E.R’а.

Критика

Профессор филологических наук В.Г. Одиноков определяет фантастический реализм как соединение двух миров: духовного и материального. Он считал, что Ф.М. Достоевский создает новое эстетическое «качество», которое в плане художественного метода можно назвать «реализмом в высшем смысле» и создающем третью «ненаблюдаемую действительность». Русский критик К.В. Мочульский отмечает:

Нельзя отрицать, что вся великая русская литература из-под «Шинели» Гоголя. В «мистическом реализме» Гоголя — основа его мировоззрения.

Таким образом, мы рассмотрели истоки фантастического реализма, его ярчайших представителей и освещение данной темы в литературной критике.

Автор: Надежда Перегудова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector