Аргументы: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» — один из многих романов в русской литературе, поднимающих целую серию вопросов о месте человека в мире, его вечном смысложизненном поиске. Герои Достоевского находятся в непрерывной борьбе не только с собственными чувствами, но и с окружающей действительностью, подчас враждебной и несправедливой. Они непременно совершают выбор в пользу того или иного пути, осложненного преградами материального и нравственного характера. Зачастую это путь духовного кризиса, душевных терзаний, ошибок и  раскаяния. Роман Достоевского – это история заблудших душ, мятежных, неукротимых в своем стремлении к ответам, бунтующих против внутренней и внешней несвободы, которая заставляет их принимать самые разные решения. Каждый из персонажей представлен читателю как яркий, сильный, самобытный характер, ставящий перед собой цели, ценность которых определяется противоречивостью и глубиной натуры. Поэтому в данной книге мы можем найти прекрасные аргументы для итогового сочинения.

  1. Родион Раскольников – один из центральных персонажей в романе. Он беден, но зато, чрезвычайно умен и образован. Жалкое существование в голоде и нищете угнетает его, ведь он видит в себе незаурядную личность, человека, наделенного недюжинными способностями и умением влиять на умы других, менее одаренных. Отсюда его немыслимая в своей внешней жестокости теория, согласно которой «необыкновенному» меньшинству позволено совершать убийства безнаказанно, без малейшего чувства вины. В этом Раскольников видит высшую справедливость и свое естественное предназначение сверхчеловека. Его цель – доказать всем, и прежде всего, самому себе, что он и есть та самая личность, имеющая право распоряжаться жизнями «безликой массы». Сам того не осознавая, Родион вступает в борьбу между идеей и жизнью, в которой естественный ход вещей всё-таки берет верх над скороспелой теорией, доказывая автору несостоятельность его собственных рассуждений. Однако преступление уже совершено, выбор сделан, и герой для достижения призрачной, абстрактной цели использовал самое страшное из возможных средств: убийство. Осознание содеянного искажает мироощущение грешника, делает его жизнь кошмаром, в котором его душа испытывает бесконечные муки совести, склоняясь под тяжестью совершенного преступления. Как видно, цель не оправдывает средства, даже если она направлена к добру и справедливости.
  2. Соня Мармеладова – героиня, жизненный путь которой осложнен не менее серьезным выбором. Потеряв последнюю надежду спасти семью от нищеты и голода, она решает пожертвовать собственным благополучием и заняться «непристойным ремеслом». Ценой унижения и страданий она добывает деньги, необходимые для того, чтобы прокормить своих близких. С одной стороны, цель такого поступка носит внешний, материальный характер, однако, поступок, сделанный Соней для её достижения – результат сложного нравственного выбора, в котором проявились сила духа и жертвенность героини. Из любви к ближним, она совершает тяжкое преступление по отношению к себе самой, но при этом остается цельной личностью, готовой прийти на помощь любому, нуждающемуся в ней. Таким образом, ее стремление к добру и любви не изменилось от того, что она сделала ради него. Значит, цель оправдывает средства, если человек жертвует ради нее лишь своей судьбой.
  3. Не менее искренней и самоотверженной в романе представлена Дуня Раскольникова, сестра Родиона, которая самозабвенно любит брата, и готова прийти к нему на помощь, принеся в жертву собственное благополучие. Она хорошо воспитана и образована, но отнюдь не избалована жизнью, напротив, становится жертвой очередной социальной несправедливости. Соглашаясь на унизительное положение невесты Лужина, Дуня тем самым надеется поправить бедственное положение семьи, облегчить жизнь брата, вынужденного прервать университетское образование и голодать. Главной своей целью она видит спасение Родиона, поэтому готова принять и перенести любые трудности, в том числе — выйти замуж за человека, которого она не любит, пожертвовав собственным счастьем. Однако героиня даже не подумала, какими последствиями обернется ее решение, как ее брат сможет принять такую ужасную жертву? Да и сама она делает то, от чего бежала, будучи гувернанткой: отдается нелюбимому человеку. Разве такой брак ее не унижает? Эта упрямая безотчетность действий указывает на то, что ее цель – всего лишь желание, мечта, не подкреплённая основательностью и ответственностью.
  4. Один из самых противоречивых образов в романе – Аркадий Свидригайлов, которого исследователи называют «идейным двойником Раскольникова», поскольку он считает себя свободным от нравственных законов, как бы воплощая в жизнь теорию Родиона. Живущий в абсолютной праздности Свидригайлов гонится за ускользающими удовольствиями, в которых и видит конечную цель существования. Как и другие, он хочет обрести счастье и познать радость, однако видит смысл бытия, скорее, в удовлетворении низменных минутных желаний, в радости обладания. Это стремление к сладострастию и чрезмерному жизненному упрощению развращает героя, создает образ циничного, безнравственного человека, лишенного внутренних нравственных ориентиров и совести. Признаваясь Раскольникову в обманах и подлостях, он объясняет их желанием естественных плотских радостей, которые составляют для него назначение жизни. В этом его цель и, одновременно, преступление, наказание за которое непременно последует за героем, воплотившись в кошмарах, муках совести, бесконечной скуке и тоске по искренним человеческим чувствам. Такие задачи и стремления, пожалуй, даже хуже, чем их отсутствие.
  5. «Цель оправдывает средства» — утверждает еще один герой «Преступления и наказания», Петр Лужин. Он уверен: возвыситься самому можно только за счет других, более слабых, неспособных к противодействию. И это тоже своеобразная теория, менее абстрактная, нежели у Раскольникова, нашедшая конкретное воплощение в отношениях Лужина и Дуни Раскольниковой. Привлекательный, благовоспитанный, обеспеченный Лужин намерен спасти Дуню от бедности, помочь ей справиться с семейной бедой, поэтому делает ей предложение. Однако за внешним благородством чувств скрывается циничный расчет, в котором Дуне предстояло играть роль бедной невесты, в будущем же – покорной, безропотной, бесконечно благодарной жены блестящего мужа. Тщеславная и трусливая душа Лужина видит девушку исключительно в качестве служанки, управляемой и послушной. Под мнимой высотой чувств Лужин обнаруживает мелочную и подлую цель: возвеличить себя в глазах окружающих, но унизить при этом слабого, подчинив его своей воле.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector