Анализ стихотворного цикла Тургенева «Деревня» («Люблю я вечером к деревне подъезжать»)

Множество поэтов 19 века обращались к образам природы и народной жизни в своем творчестве. Либеральные настроения, проникнувшие в литературу накануне и после декабристского восстания 1825 года, побудили художников слова проникнуться интересом к жизни простых людей: крестьян, рабочих…Отличился в этом плане и известный живописец природы в прозе – Иван Сергеевич Тургенев.

История создания

Немногие, к сожалению, знают, что начинал писатель как лирик, от чего впоследствии отошел, посчитав этот путь для себя неподходящим. Однако среди его стихотворных произведений сохранились те, что заслуживают большего внимания и подробного анализа. К ним как раз и относится цикл «Деревня», написанный Тургеневым в 1847 году.

В это время автор находится за границей, где стал свидетелем революционных событий. Находясь под впечатлением от увиденного разгрома, он начал скучать по мирному дому.

Жанр, размер, направление

Все составляющие цикла созданы Тургеневым в реалистическом направлении, однако в описании картин природы и мирной жизни крестьян можно увидеть некую идеализацию, характерную для романтического метода.

Лирик выбирает для каждого стихотворения свой размер, в зависимости от настроения, преобладающего в самом произведении. В одном случае это шестистопный ямб, в другом – четырехстопный хорей, или же акцентный стих; с рифмой и без.

Композиция

Всего в цикл входят девять стихотворений, посвященных картинам-эпизодам из деревенской жизни. Объединяются все они личностью лирического героя, от лица которого идет повествование. Его приезд поздней весной в деревню открывает стихотворение «Люблю я вечером к деревне подъезжать…», в котором автор описывает быт крестьян, восхищается пейзажем и духом простой жизни. Все остальные компоненты цикла – это эпизоды из жизни народа и самого лирического героя. Интересно в этом то, что некоторые стихотворения составляют пары друг с другом, например, «Перед охотой» и «На охоте – летом», или «Безлунная ночь» и «Другая ночь». Эти драгоценные моменты запечатлены пером поэта, словно кистью художника.

Перед нами не просто воспоминания – это впечатления, картины импрессиониста, который каждым мазком передает нам все оттенки цвета, ноты запаха и звуков, окружающих его. А завершается цикл прощанием с деревней и её обитателями в стихотворении «Первый снег». Таким образом, принцип, по которому выстроена логика цикла, хронологический. Действие начинается весной и завершается осенью.

Образы и характеристики

Падай обильнее, снег! Зовёт меня город далёкий;
Хочется встретить опять старых врагов и друзей.

Эти строки проникнуты некоторой грустью, однако она светла. Герой, с одной стороны, сожалеет о необходимости прощаться с миром деревни, но в то же время он желает вернуться в светское общество города, поскольку это тоже значимая часть его жизни и его души. Очень интересно, что теплое летнее время для героя является метафорой искренности, открытости и душевности народа, а зима символизирует формальную и холодную деловую обстановку города.

Герой счастлив находиться на лоне природы, где все возбуждает в нем желание жить и творить, однако настает тот момент, когда необходимо возвращаться в свой мир, среду своего обитания – город и светское общество.

Темы и проблемы

Главной темой цикла является близость человеческого духа и природной жизни. Наблюдая за простыми людьми, лирический герой проникается их искренностью, теплотой, неподдельностью их чувств и эмоций. В народе он видит силу, свойственную только русскому человеку, которой он восхищается.

Также именно светское общество является важной здесь проблемой. Этот мир появляется на мгновение в завершении последнего стихотворения, но мы уже понимаем, как относится к нему герой. Он противопоставляет ту жизнь простоте и честности народного бытия, отсутствию масок, притворства и игры.

Средства художественной выразительности

Помогают понять отношение автора к виденным им картинам те средства художественной выразительности, которыми он пользуется. Например, это эпитеты «могучего дуба», «хрупкие сучья берёз», «пушистого снега», «румяные щеки» и многие др.

Также персонализируют отношение героя к природе олицетворения, обращения, вопросно-ответные формы и риторические восклицания. Синтаксические конструкции помогают автору задавать ритм лирического произведения: медленно-степенный, как, например, в «На охоте – летом», или же динамично-стремительный, как в «Грозе».

Автор: Юлия Четверикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector