Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (А. Ахматова)

А. Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она многим запомнилась своей непримиримостью к тем, кто предаёт Родину, и своим патриотизмом. Для многих читателей Анна Андреевна – творец лишь гражданской лирики, но это далеко не так. Это виртуоз своего дела, в ее творчестве не только патриотические стихотворения, но и глубоко лирические, возвышенные и лёгкие…

История создания

В 1915 году в свет вышло необычное для Анны Ахматовой стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Мало кто ждал от нее обращения к подобной теме — пейзажная лирика. Ни для кого не секрет, что Анна Андреевна всю жизнь настоятельно просила называть себя именно поэтом, а не поэтессой, чтобы не выделяться из общества, в котором преимущественно она находилась.

Одной из немногих ее подруг была жена Чулкова, владельца собственного литературного салона, Надежда. На одном из вечеров за непринуждённой беседой две дамы долго спорили, может ли поэт быть великим и талантливым, если обращается лишь к одной теме. Этот риторический вопрос Ахматова приняла как вызов, неверие в ее талант. В этот же вечер Анна Андреевна пообещала издать стихотворение, в котором не будет обращения к типичным для ее репертуара темам. Так и случилось, в 1915 году литературный салон Чулковых «услышал» новое произведение Ахматовой. После этого никто больше не мог даже на мгновение усомниться в ее даровитости.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» нетипичное для лирики Анны Андреевны, но отлично оно лишь по теме, в остальном автор не изменяет себе. Стихотворение написано в традиционном для поэтессы направлении — акмеизм, который исповедует ясность в выражении мысли и верховенство смысла, а не поэтичной красочности.

Размер стихотворения, пятистопный ямб, также типичен для Ахматовой. Вкупе с парной рифмой (АВАВ) создаётся ощущение легкого разговора с аудиторией.

Композиция

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» невелико по объёму, оно содержит лишь 8 строк. Условно лирическое произведение можно разделить на 2 части.

  1. Первая часть подчинена конкретному описанию времени и состояния природы, которая и окружает лирического героя — «под плотным снегом отдыхает луг», «шумят деревья весело-сухие».
  2. Вторая часть состоит из описания чувств самого героя. Описываются лёгкость и непринужденность внутреннего мира человека, вера во что-то хорошее и светлое.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении — природа, точнее, смена времен года. Вот-вот наступит весна, зима сдаёт свои позиции, и вся природа в ожидании чего-то иного и нового. Стоит отметить, что образ природы сложный. Окружающий мир у Ахматовой в данном произведении — не просто ландшафты, луга и леса, поля и пролески, это и лирический герой тоже.

Образ человека — будто бы часть образа природы в целом. Человек полностью разделает эту жажду жизни.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — перемена с приходом весны и в природе, и в сознании человека. Все живое только просыпается, пробуждается после длительного сна. Так и личность оживает после периода отчаяния или же уныния. С приходом весны она приобретает веру в светлое будущее, стремится к чему-то новому, неизведанному, приобретает огромную жажду жизни. Поэтесса будто бы советует читателям забыть привычное и старое бремя забот, и не бояться новых поворотов судьбы, чего-то непривычного.

Стоит отметить, что она отождествляет освобождение от зимнего сна природы с пробуждением человеческой души: у них все общее. «Тёплый ветер» и легкое тело — очень сильно связанные описания изменений. Окружающий мир и человек не существуют отдельно. Любое изменение за окном наталкивает личность на подобные метаморфозы.

Идея

Главная идея стихотворения «Перед весной бывают дни такие» — выразить чувства обычного человека, которые меняются в зависимости от изменений в природе. Автор указывает на невидимую связь окружающего мира и людей, обитающих в нем. Все, даже самые маленькие метаморфозы в погоде, личность принимает очень близко к сердцу, меняется вслед за солнечным лучом или каплей дождя. Если с весной на землю приходит нечто новое и свежее, то и у человека открывается новое дыхание, жажда жизни и порыв к свершениям.

Смысл произведения также выражает необходимость внутреннего расцвета. Многие из нас живут в застое рутины и пребывают в вечной зиме. Нужно уметь открыть свое сердце переменам и свежему ветру, иначе наша внутренняя гармония разрушится.

Средства художественной выразительности

Несмотря на достаточно маленький объём, стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами. То, что бросается в глаза сразу — анафора. 4 строчки начинаются с «и». Поэтесса неслучайно прибегает к этому сильному приему — она усиливает впечатление читателей, которые намного сильнее чувствуют лирического героя, ведь ровно половина произведения начинается с одной и той же буквы. Человек инстинктивно обращает бóльшее внимание на эти строки.

Так же стоит отметить, что в начале стихотворения автор прибегает к использованию метафоры — «антология русской поэзии». Антология — некий сборник; Ахматова указывает на то, что данное произведение служит некоторым заголовком ко всей русской поэзии, ко всей пейзажной лирике.

Поэтесса использует очень броский эпитет — «весело-сухие» деревья. Ахматова вкладывает в этот эпитет глубокий смысл — природа, только начинающая пробуждаться от долгой зимы, ожидает некого обновления, приятной смены обстановки, из-за чего приходит в веселье. Особую образность создаёт приём олицетворение («отдыхает луг»). Этот приём помогает читателям легче понять то, как меняется природа и человек вместе с ней в преддверии весны.

Автор: Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector