Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»
Творчество Федора Ивановича Тютчева – это всегда нечто сокровенное, глубокое, прочувствованное. Будучи далеко не бедным человеком, поэт писал не ради получения выгоды – он в этом просто не нуждался. Каждое его стихотворение – это крик души, эмоции, исходящие прямо от сердца поэта. Его лирику можно условно разделить на три тематические группы: любовь, природа и философия.
Содержание:
История создания
Волею судьбы Федору Ивановичу Тютчеву пришлось долгое время проживать за пределами России. Именно там, в 1830 году, и было создано его знаменитое трогательное стихотворение «Листья». За время пребывания поэта за границей произведения его не переставали публиковаться на Родине. Но стихотворение «Листья» по неизвестным причинам увидело свет лишь в 1879 году.
Жанр, направление, размер
«Листья» Тютчева по жанровой принадлежности относятся к философской лирике. Отличительной особенностью данного жанра является наличие в произведении аллегорий, когда объяснение одних предметов или явлений происходит при помощи других.
В лирике Тютчева зачастую используется одухотворение природы, так называемый пантеизм. Поэтому часто произведения поэта принимают за природную лирику, ведь Федор Иванович выражает себя, свои чувства через природные явления. Исходя из этих суждений, логично будет определить стихотворение как «природно-философское».
Определяя направление стихотворения «Листья», справедливо будет отнести его к романтизму. Здесь имеются все присущие данному направлению черты: следование природе, яркая индивидуальность и таинственность лирического героя, гармонично соединенная с его «внутренней открытостью» и некой уязвимостью.
В литературе, а именно в поэзии, существует так называемое «чистое искусство» — это направление, отличающееся отсутствием в произведениях остросоциальной тематики. Поэты, причисляющие себя к этому направлению, писали лишь о прекрасном: о любви, красоте и природе. Тютчева вполне закономерно отнести сюда же.
Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.
Композиция
Композиционный строй данного произведения представлен четырьмя строфами, по восемь строк в каждой. «Листья» написаны автором как монолог, исходящий от лирического героя. Условно, следуя сюжетной линии, стихотворение складывается из четырех частей.
1 часть, соответственно включает первую строфу. Здесь мы видим описание автором хвойных деревьев. Примечательно то, что рассказывая об их уникальности и особенности, Тютчев использует весьма заурядную примитивную лексику.
2 часть – вторая строфа. Здесь мы наблюдаем уже гораздо более экспрессивные обороты поэтической речи. Тема этой части – листья, их жизнь, короткая, но яркая.
3 часть – третья строфа. Автор пишет о неизбежном окончании жизни листвы. Это грустно, но поэт не расстроен, какая-то легкая надежда его согревает. Приходит время, и листья опадают. Они улетают, и это, по мнению Тютчева, лучшее, что может быть для них, для «легкого племени».
4 часть заключена в последней строфе. В ней лирический герой преисполнен решительности и смелости в своем стремлении к лучшему.
Образы и символы
Образ лирического героя «Листьев» не совсем обычен. Здесь им выступает отнюдь не человек, а простой маленький листочек, каких миллионы. Он прост, но жизнерадостен и даже немного авантюрен.
Произведение пресыщено образами. Так, автор, описывая многообразие листьев, каждым их видом олицетворяет определенные группы людей. Например, хвойные иголки – это люди — консерваторы, в их жизни нет места переменам и желаниям, их путь ровен и гладок, они лишены огня, искры.
Листья, напротив, олицетворяют собой людей ярких, ищущих перемен и не боящихся рисковать. Их жизнь подобна вспышке.
Символика также присуща данному тексту. Так, красный цвет здесь символизирует сразу несколько важных категорий человеческого бытия: мудрость, власть, любовь, красоту, огонь, радость, целостность жизни.
Ветер в стихотворении символизирует время, пространство и скорость, а также — возрождение. Лирический герой желает быть сорванным с опостылевших ветвей ветром, что хорошо показывает его готовность принести себя в жертву на благо лучшего будущего.
Темы, проблематика, настроение
Тема, поднятая Тютчевым в стихотворении «Листья» актуальна на все времена — мимолетность человеческой жизни. На эту тему можно рассуждать вечно, и мысли каждого об этом будут сугубо индивидуальны.
Из тематики плавно вытекает проблематика стихотворения – она представлена кругом вопросов относительно нашего места в этой жизни. То, как мы проживем отведенное нам время, что хорошего сделаем для окружающих, и какую пользу принесем этому миру – все это составляет проблематику данного стиха.
Несмотря на серьезную тему, затронутую автором, настроение, которое создают «Листья», довольно легкое и позитивное. Именно этот момент отличает необычайную лирику Тютчева от произведений других поэтов: через образы природы он объясняет серьезные, глубокие вещи, совершенно меняя у читателя взгляд на них.
Основная идея
Каждый живущий человек вправе решать для себя, как ему жить. Лишь его выбор — довольствоваться малым или стремиться к идеалу. Именно эту мысль пытается донести до читателя величайший поэт «чистого искусства».
Смысл стихотворения «Листья» заключен в важности каждого мгновения жизни. Нужно ценить не количество прожитых дней, а их качество.
Средства художественной выразительности
Многообразие использованных в данном стихотворении Федором Ивановичем тропов раскрывает художественные особенности его лирики. Анализируя «Листья» можно увидеть обилие эпитетов, сравнения, метафоры, аллегорию, олицетворение, инверсию, риторическое восклицание и лексические повторы.