Анализ рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

Юмористические рассказы Чехова навсегда остались визитной карточной писателя: так он представляется своим читателям спустя столетие после своей смерти. Все мы начинаем знакомство с его творчеством именно с маленьких историй, где повествуется забавная или печальная драма одной личности, по которой мы узнаем о трагедии всей России. Таков и рассказ «Шуточка», о котором пойдет речь в данной статье.

История создания

Впервые данный рассказ был опубликован в №10 журнала «Светлячок» от 12. 03. 1886г. На тот момент это был анекдот с иначе построенным сюжетом. Он был издан под псевдонимом «Человек без селезенки». Тогда конец был более счастливым, ведь герой женился на Наденьке.

В 1899 году Чехов планировал издать сборник рассказов и переработал анекдот, изменив характер главного героя, стиль повествования и концовку, тем самым, сделав из забавной шутки серьёзный рассказ.

Жанр, направление

Произведение написано в жанре рассказа. Отнести рассказ можно к направлению реализма, сдобренного новаторством времени и самого писателя. В основу легли описание переживания и внутренней борьбы Наденьки с собственным «я» и описание того, что испытывает главный герой по отношению к девушке. Но, присуще Чехову, рассказ заканчивается моралью и напоследок показывает нам зависимость эмоционального состояния человека от слов.

Новаторство автора заключается в том, что перед нами предстает динамика эмоций, а не событий. Мы видим мир изнутри действующих лиц. Рассказ беден физическими действиями героев, зато богат их внутренними диалогами. Перед читателем обнажается духовная сущность молодых людей, а не их вымышленные поступки.

Главные герои и их характеристика

Главным героем перед нами предстаёт молодой человек без имени и, немало важная героиня, — Наденька. Характеры героев раскрываются в ходе событий. Отношения между молодыми людьми автор оставляет для нас загадкой, чтобы мы могли задаться вопросом: «Действительно ли это шутка или любовь?».

  1. В самой первой сцене Надя открывается перед нами как нерешительная, боязливая девушка, а её поведение сродни малодушию и трусости, — как говорил главный герой. Но, спустя мгновение, поддавшись на уговоры юноши, с нескрываемым страхом она соглашается спуститься на санках с горы. Надя, с точки зрения автора, — нежное создание, питающееся эмоциями и чувствами, которые для неё как «вино или морфий», настолько они важны. Такой вывод можно сделать исходя из детальных описаний мимики девушки в тот момент, когда она слышит заветные слова: «я люблю вас, Надя!», — и неважно, в какой раз – она готова слушать их вечно.
  2. Молодой герой в самом начале предстаёт перед нами храбрецом и весельчаком, которому спуститься с горы на санках — сплошное веселье. Он подначивает Надю, называя её трусихой. Но является ли смельчаком тот, кто шутит над чувствами девушки, а потом не может признаться в содеянном зле, мучая бедную собеседницу надеждами? Чехов показывает нам, что решительность не всегда заключается в возможности прокатиться с крутой вершины на санях, а в силе духа — сознаться, признать собственную ошибку, чтобы потом не жалеть.

Темы

  1. Основной темой, проходящей через весь рассказ, становится выявление сущности смелости и трусости. Обман девушки и «игра» с её чувствами – не храбрый поступок, а жертва своей нерешительности. Молодой человек – фальшивый смельчак, который кичится ребячеством. Настоящей решительности у него нет, ведь он все еще находится в детской поре, когда кажется, что ответственность за наши поступки несет кто-то другой.
  2. Также автором поднимается тема любви. Игра с нею недопустима, ведь на заветные слова признания многие души откликаются мгновенно и всерьез. Героиня действительно полюбила и ждала от чувства радости, а получила лишь печаль и тоску по несбывшемуся счастью. Актуальность данной темы, затронутой Чеховым, никогда не пропадёт. Во все времена, лишь в разных проявлениях, будут существовать подобные «шутники», которые примутся за низкопробный юмор, задевающий чувства людей.
  3. Также Чехов размышляет о моральной ответственности за то, что сказано нами. К великому сожалению, опасность неосторожного слова осознается нами слишком поздно, и мы не можем принять груз того смысла, который по ошибке был вложен нами в произнесенные фразы.

Проблемы

Важной проблемой данного рассказа можно выделить воспитание. Если человек не имеет представления о том, что нельзя шутить над чувствами других людей, значит, родители не вложили в него должное понимание, либо он пренебрег их советом.

Также, можно выделить проблему слишком сильной восприимчивости человека, повышенной чувствительности к любым ситуациям и проблемам. На примере Нади мы можем понять, как влияет и может изменять эмоциональное состояние, любая фраза или ситуация. Чрезмерная чувствительность может привести к психическому расстройству личности. Именно поэтому важно уметь выстроить барьер между впечатлениями и эмоциями, не позволяя случайным явлениям выбить себя из колеи. Проблема силы воли тоже затрагивается автором: Надя не может взять себя в руки, ее очень легко задеть. Данная особенность может помешать ей жить дальше.

Социальная проблематика рассказа представлена запутанными отношениями противоположных полов. Чехов наглядно описал нам отсутствие общего языка у молодых людей, являющееся актуальным и в нынешнее время. Общение и завязавшиеся разговоры между людьми ещё не всегда значат нахождение общего языка, о чем и свидетельствует выделенная проблема. Нужно уметь чётко выражать свои истинные мысли и чувства, чтобы не возникали недопонимания.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя шутить над чувствами людей, ведь слова могут оказаться больнее физического насилия. Одна фраза может повлиять на жизнь и судьбу человека. Слова, по мнению автора, тоже оружие, которым владеют не всегда уравновешенные и здравомыслящие бойцы, растрачивающие патроны просто так, веселья ради. Но они не знают, что их выстрелы – не холостые, что они ранят случайных прохожих, и их игра становится завязкой личной драмы.

Идея автора реализована в героях и их отношению к словам. Он показывает нам абсолютно противоположное восприятие и влияние одних и тех же слов на двух разных людей. Надя желает слышать «я люблю вас» и насыщаться фразой, словно солнечными лучами. Для неё признание в любви остаётся приятным воспоминанием, которое она бережно хранит. Для молодого человека же это — абсолютно обезличенные, ничего не значащие слова, которые можно «бросить на ветер», как он и делает, ради шутки. У каждого может быть свое восприятие, но это не должно влиять на значимость произнесенных слов. Если молодой человек не видит смысла в признании, это не означает, что его собеседники должны подстраиваться под его лексический нигилизм.

Автор: Алёна Ласькова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector