Анализ произведения «Зимняя ночь» (Борис Пастернак)

Борис Леонидович Пастернак – выдающийся поэт Серебряного века. Все его творения пронизаны трепетной и светлой любовью к Родине. Поэт даже отказался от Нобелевской премии, что служит подтверждением этому чувству, не оценённому по достоинству нашим правительством. Ниже представлен подробный разбор стихотворения Пастернака, именуемого «Зимняя ночь».

История появления

«Зимняя ночь» открывает стихотворный сборник главного действующего лица романа Пастернака «Доктор Живаго». Доподлинно неизвестно, когда была создана «Зимняя ночь». Сам роман писался десяток лет – в период с 1945 по 1955 год. Часть критиков считает, что время создания этого стихотворения 1955 год, остальные называют датой написания 1946-й год, указывая на последнюю любимую женщину Пастернака – Ольгу Ивинскую.

Роман «Доктор Живаго» ждал горячее одобрение за границей и полное непризнание в нашей стране, так как книга считалась антисоветской. Но именно это произведение принесло Пастернаку Нобелевскую премию, которую поэт не принял. Однако этот широкий жест не избавил его от претензий со стороны советской власти.
«Доктор Живаго» вместе с «Зимней ночью» увидели свет в СССР по прошествии тридцати лет, в 1988 году.

Жанр, направление, размер

«Зимняя ночь» – яркий пример философской лирики. В нём вечная тема любви тесно связана с природными образами, к которым писатель мысленно обращается. Пастернак всегда черпал вдохновение и силы для творчества в природе.

Есть утверждение, что стихотворение «Зимняя ночь» написано в духе импрессионизма, то есть опирается в основном на ощущения и влечёт за собой смутные, нечёткие образы, будоражащие чувства даже после прочтения. Через эту размытость невысказанные мысли писателя надолго передаются читателю, занимая его ум и воображение.

Особенная музыкальность произведения обусловлена его размером – четырёхстопного и двустопного ямба, которые чередуются между собой. Перекрёстная рифмовка включает в себя чередование как мужской, так и женской рифмы.

 Композиция

Данное творение разбито на восемь строф, связанных кольцевой композицией. Дублируются начальная и заключительная катрены. Антитеза – главная особенность построения этого произведения. Противопоставляется изображение ночной ледяной вьюги и зажжённой свечки, выражающей пламенную любовь.
Стихотворение условно делится на четыре части.

Первую составляют 3 начальных катрена. В этих строках приветствуется о бушующей, заметающей всё и везде морозной вьюге, рисующей на оконном стекле: метель «лепила на стекле кружки и стрелы». Поэт видит в кружащихся снежинках «рой мошкары», стремящейся к огню, тем самым сравнивает тепло и стужу.
В следующей части автор рассказывает о влюбленной паре, поэтому её можно назвать «горячей». Говорится о них вскользь и будто сквозь завесу, вырисовываются только их эфемерные образы да тени на потолке, на которые и делается упор.

Третья часть обобщает всё то, о чём шла речь в двух предыдущих. Она состоит из двух строф, в которых собранные образы сливаются в один, но по-прежнему расплывчатый.

И финальная строфа, являющаяся четвёртой смысловой частью, словно кольцом возвращает нас к началу стихотворения, делая замкнутый круг.

Образы и символы

Главный герой произведения Пастернака Юрий Живаго – человек с тонкой душевной организацией, и именно он выступает в роли лирического героя «Зимней ночи». Этому человеку внутренний мир гораздо более дорог и значим, чем события, происходившие в реальности. Такие же душевные черты принадлежали в какой-то степени и писателю, так что складывается впечатление, что лирический герой – это и есть Пастернак.

Строки про горящую на столе свечу звучат 4 раза в стихотворении, и это неспроста: свеча – главный образ этого произведения. Она символизирует тепло, добро, надёжность, саму жизнь. Строки о горящей свече звучат и в начале стихотворения, и в самом конце, на этом образе акцентируется основное внимание во время прочтения. Автор дополняет его картинами зимней метели, холода, а также образом любви, а именно – силуэтами переплетённых рук, отбрасываемыми светом от свечи на потолок.

В стихотворении «Зимняя ночь» можно отыскать скрытый, но вполне закономерный смысл в образах зимы и метели. Их можно представить как некий злой хаос, пытающийся нарушить мир и покой, царящий возле свечи, например, как новую власть и советский строй во время революции 1917 года. «Мело весь месяц в феврале», – звучат строки, и недаром автор избрал для описания злобствующей силы этот месяц морозов, легендарной революции и свержения монархии – одно дополняет второе.

Зимней картине противопоставляется сцена любви. Пляшущие на стенах тени означают воссоединение 2-х любящих сердец, и использованное выражение «скрещение», произошедшее от «креста», только подчеркивает важность этого события и возвышенность чувств. Подтверждение этому можно увидеть в заключительной строфе. Сама свеча – это символ любви.

Темы, проблемы, настроение

Любовь, природа и искусство — 3 основные темы творчества Пастернака. В «Зимней ночи» главная – любовь, которая торжествует над ненастьем, невзгодами.

Проблема, мелькающая в тексте, – это безумство бури в лице правительства и возможность подсматривать за личной жизнью людей.

Во время прочтения данного произведения возникает ощущение уюта. Стихотворение будто пронизано теплым настроением.

Основная идея

Неизменный образ свечки, олицетворяющей нечто вечное, надёжное и прекрасное, – главное в стихотворении. Огонь символизирует всё то, что даёт нам силы бороться с невзгодами жизни и защищает нас, как сама любовь, греющая сердца и дарующая надежду.

 Средства выразительности

Стихотворение выстроено на основном противопоставлении – антитезе. Также присутствует инверсия (обратный порядок слов), аллитерация (например, звук «л» в начале стихотворения придаёт мягкость и звонкость звучанию). Кроме того, в тексте встречаются многочисленные сравнения и эпитеты.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector