Анализ произведения «Цветы мне говорят прощай»

Стихотворение «Цветы мне говорят прощай» великий русский поэт Сергей Есенин написал в октябре 1925 года. Ему недавно исполнилось 30 лет, поэтому произведение отражает один из периодов его жизни – именно незадолго до этого он так предсказывал свою смерть.
Свое стихотворение Есенин относил к лирической элегии, в которой присутствует меланхолическое начало. В письмах к своим взрослым читателям он считал это стихотворение самым лучшим философским творением, к чтению которого нужно приступать после определенной кондиции – он советовал перед этим принять немного на грудь, поразмышлять о широте мира и позиции человека в нем.


В стихотворении сочетаются ощущение одиночества, заброшенности и наступление конца – в его основу положено предвидение поэтом своей гибели. Именно в этом Есенин выглядит как предсказатель, угадавший за 30 дней до смерти ее близость. В произведении поэт выражает свои заветные мысли, подводит итог своей жизни и творческого пути, пытаясь осознать смысл своего прихода на эту грешную землю – кто он, нужен ли его писательский дарт, можно ли его заменить другим. А еще он как бы напоминает себе о том, что его жизнь – это великолепный, но короткий промежуток в пределах вечности, продолжить который способна только поэзия.
В произведении отчетливо слышатся печальные интонации об ушедших, невозвратных и незабываемых годах существования. Поэт не может смириться с мыслью, что он уйдет в мир иной и все самое лучшее уйдет вместе с ним. Он утешает свое самолюбие верой в то, что все на земле сможет повториться – все, но только не он, такая яркая и творческая натура. Есенин, поняв это, перестает себе лгать, хотя и продолжает думать, что ему уже все равно – возможно, ему на смену придут более талантливые люди. Они может быть будут еще лучше, напишут новый шедевр. Но поэту не унять ни боли, ни ушедшего таланта – в сердцах читателей он оставил свой лирический след, внес неоценимый вклад в развитие поэзии, поэтому навечно останется в списках талантливых людей. Важную роль играет ассоциация Есенина с «неповторимым цветком», что так точно представляет его ипостась в огромном мире.


Это лирическое стихотворение-поэма – своеобразный памятник поэту. Уже первые строки стихотворения навевают печаль и грусть – вместе с поэтом как бы переживаешь его прощание с миром. Текст состоит из 12 частей – эта цифра была знаковой для поэта, потому что являлась символом итога земного существования, границей между жизнью и смертью. Композиция произведения не совсем проста! Так, в стихотворении в основном идет сравнение существования цветов и человека – цветы, как и люди, появляются на земле, растут и расцветают, а потом исчезают. Мысли о смерти описаны на фоне широкого поля, шума левкоев и резеды, голубых васильков, неповторимой и вечной природы. Потом в стихотворении появляются нотки социальной лирики – это события Октябрьской революции. Поэт пытается понять происходящие события, даже поддерживает коммунистов, показывает единство народа, сочувствует павшим бойцам, когда красный цвет «бойчее всех». В конце поэт снова становится философом, размышляет о мотивах гибели человека и не грустит, потому что лучший выход – отдать себя в дар другим.


Главными образами в стихотворении Есенина являются цветы – символ рода людского, образ «любимой» и Отечества. Цветочки прощаются с ним, низко склонив головы. На протяжении всего произведения упоминается образ родины, которую он сравнивает с девушкой, величает «любимой» и искренне любит – о родном крае конкретно не говорится, но подразумевается. Автору грустно от того, что он больше не увидит лица отчего края, о чем без слов, но мимикой говорят ему окружающие. Конфликт заключается в том, что он сопоставляет людей с простыми, обычными цветами, а сам – идеален и неподражаем. Счастье поэта в том, что он видел красоту земли – ему не страшна «гробовая дрожь», ее он готов принять как материнскую ласку.
Создается впечатление, что автор сам не знал, как реагировать на строки стихотворения. Сравнивая цветы и людей, он придерживается личной позиции – цветы не могут жить вечно в природе, их срезают, они умирают. Но никто не задумывался о том, как больно и страшно это выглядит. Правда, срезанные цветы можно поставить в воду – день-два они будут жить. Но в других мирах цветы могут долго существовать, думать, дышать и радовать других. Люди же, наоборот, похожи на мусор, который можно топтать, закапывать, выбрасывать – так поэт старается показать мгновенную глупую смерть. До людей не доходит главное – истребляя природу, они уничтожают себя.
В произведении тесно переплетается мужская и женская, точная и неточная рифма – «ниже» — «увижу», «любимым» — «неповторимом». Все чувства поэта передаются с помощью выразительных языковых средств: олицетворения (цветы говорят, кланяются), сравнения (любимая – Родина; поэт – цветок), эпитетов (гробовая дрожь, неповторимый цветок).
Вывод напрашивается сам собой: Есенин этим стихотворением старается заставить людей проще относиться к жизни – с любовью смотреть на природу, жить в гармонии с собой. Лирический герой в лице поэта не боится смерти – главное, он не желает быть потерянным или уничтоженным цветком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector