Анализ песни Высоцкого «Парус»
Прошло без малого тридцать семь лет со дня ухода русского поэта Владимира Высоцкого. Но даже сегодня не приходится напоминать и объяснять, кто это и кем он был для людей прошлого столетия. Можно бесконечно долго говорить об этом, как его называют, великом человеке, говорить о нём как о незаурядной личности, как о поэте, сравнивая его с Пушкиным, в конце концов, как о представителе своей эпохи и культуры.
Особенности творчества Высоцкого
Не нужно, наверное, упоминать о том, что песни Высоцкого вызывали самые разные эмоции у слушателей. Но эмоции эти всегда накипали до предела, до крайности. Не у всех, конечно. А только у тех, кто хотел и был способен понять его поэзию. Мы знаем, что отчасти на бурную реакцию со стороны простых людей влиял, во-первых, непростой голос поэта. Хрипотца под звуки гитарных струн – этого не было ни у кого. Многие теперь пытаются повторить такую его «изюминку», насилуя свои голосовые связки, но почему-то слушать их не хочется. Наверное, потому что они — не он. Во-вторых, стихи его производили невероятно сильное впечатление на многих. Ритм, подтекст, сложные смыслы, близость темы народу — всё это, вылитое в песни, застревало в головах.
А всё хорошее и застрявшее всегда хочется обдумать, правильно понять. Этим занимаются теперь «высоцковеды» из разных точек мира, которые, собирая и анализируя все произведения поэта, максимально стараются довести до своего ума все его мысли, изложенные в стихах, привнести какие-то свои догадки по поводу тех или иных скрытых смыслов. Это как бы попытка проникнуть в сложный духовный мир поэта. Дверь туда заперта на замок, но ключ где-то рядом лежит. Надо немножко поискать.
Я в своей статье попытаюсь хотя бы приоткрыть эту «дверь», где ключом для неё будет песня «Парус».
Смысл названия
У поэта было несколько вариантов названия. «Парус. Песня беспокойства», «Порвали парус», «Песня про парус». Сам же он говорил, что эту песню
«…можно считать абстрактной… Но я в неё вкладывал вполне конкретное содержание… Это песня без сюжета, казалось бы, набор слов… Нет, это песня беспокойства… Это песня настроения».
То есть, В. Высоцкий сам даёт два «ключа» к пониманию текста. Это беспокойство и настроение. В данном контексте беспокойство можно приравнять к страху, тревожному состоянию, которое описывает состояние и реакцию души на какие-то события. Ощущение опасности.
Название «Парус» так же является символичным. Символ паруса здесь, пожалуй, несёт главную ключевую мысль. Если обратиться к древним толкованиям этого символа, то можно вполне верно определить его значение и в этой песне. Например, в Древнем Египте парус – знак, символизирующий творческий порыв, побуждение к творчеству. И всё-таки применительно к этому тексту парус очень многогранен и имеет несколько интерпретаций. У Высоцкого это и символ личной творческой свободы. Таким образом, тревога и опасность у него перемежаются со свободой.
Темы и мотивы
Вот если взять отдельные строки:
А у дельфина
Взрезано брюхо винтом!
Выстрела в спину
Не ожидает никто.
Уже в этих начальных строках можно разглядеть мотив опасности. Как известно, безопасность на море символизируется дельфином и раскрытыми парусами.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
В этом месте автор явно говорит о войне. Угроза, гонка, как и в предыдущих строках, изображает ситуацию, накалённую и опасную.
Даже в дозоре
Можешь не встретить врага.
Это не горе –
Если болит нога.
За скрытой антитезой «физическая боль – душевная боль» Высоцкий вложил тему нравственного беспокойства, внутренней тревоги, переполняющей его душу.
Петли дверные
Многим скрипят, многим поют:
Кто вы такие? Вас здесь не ждут!
А здесь уже предыдущее душевное противостояние разрешается. Окружающие не принимают лирического героя.
Многие лета –
Всем, кто поёт во сне!
Все части света
Могут лежать на дне,
В этих строках лирический герой страстно желает того, чтобы петь наяву, а не во сне, не имея при этом никаких препятствий. Лежащие на дне части света и горящие континенты в следующих строках отсылают, скорее всего, к известной поговорке: «в огне не горит и в воде не тонет», смысл которой заключается в защите субъекта действия. Но у Высоцкого эта поговорка превращается в свою противоположность, актуализируется тема незащищённости.
Все континенты
Могут гореть в огне,
Только всё это – не по мне!
Смысл песни
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Это, пожалуй, самые сильные строки во всём контексте. Тот, кто слышал, как автор пел их – громче, надрывистей, напряжённее – понимает, что в них заключён главный смысл всей песни. Конечно, если парус — символ свободы (в данном случае творческой свободы, свободы дела) — порвали – это приравнивается трагедии. Лишили возможности свободно плыть, лишили возможности творчества.
Каждая из этих строк может быть понята разными людьми по-разному, но всё-таки, я думаю, именно такой смысл в этом тексте является основным. Не исключено, что Высоцкий имел в виду и что-то другое. Например, сохранился короткий комментарий поэта из передачи «Монолог», где он представляет эту песню:
«… нет сюжета, это просто набор беспокойных фраз, это о нашей причастности и ответственности за все, что происходит в этой жизни, в мире этом, на всем, теперь таком маленьком, нашем шаре…».
В повторяющемся рефрене последняя строчка «каюсь» — беспокойство, вызываемое, прежде всего, собственной оценкой своего положения, сопровождается чувством вины из-за отсутствия желаемой свободы в жизни и в творчестве.
Такой представил свою песню людям поэт Владимир Высоцкий, тайну таланта которого раскрыть невозможно.
Автор: Екатерина Жарикова