Краткое содержание рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Художественные рассказы знаменитого русского писателя Платонова отличаются глубоким переосмыслением предназначения бытия человека на Земле. Очень много внимания уделяется гармонии души на лоне природы, взаимоотношениями на уровне души. Предлагаем изучить основные моменты произведения. Это поможет наработать идеологические тезисы для выполнения сочинений школьной программы.

Александр Васильевич, главный герой рассказа «В прекрасном и яростном мире», предстаёт перед глазами читателя уже с первых страниц. Мальцев представляет  собой образ опытного машиниста, грамотного паровозника. В Толубеевском депо, где работал персонаж произведения, он по праву считался одним из лучших специалистов паровозной тяги, досконально знающем машину. С поступлением новой и неизученной техники – магистральных паровозов ИС, именно Александру Васильевичу доверили выполнять первые опытные поездки. Повествователь данной истории, покорный слуга читателя, работал с ним в одной бригаде в роли помощника машиниста. Машинист относился к своему напарнику равнодушно, можно сказать, даже очень прохладно, со снисхождением. В бригаде царило недоверие, Александр Васильевич не доверял помощнику осматривать узлы самостоятельно, постоянно находился с ним рядом и критиковал за малейшие упущения.

Грамотный и опытный наставник подавлял своим авторитетом «зелёного» юнца, внушал, что к уровню его познаний такой сложной техники никто и никогда не сможет приблизиться хоть на миллиметр. Талантом своим делиться не хотел и не торопился, оставлял всё в себе. Когда Мальцев приступал к работе, за ним было интересно наблюдать. Он отдавал себя технике без остатка, с нескрываемым энтузиазмом управлял сложным паровозом, а взгляд его при этом был полностью отрешён. Поезда, которые вёл прославленный машинист, всегда приходили и отправлялись секунда в секунду. Точность была главным кредо в работе Александра Васильевича.

Надолго запомнился последний рейс. Мы принимали поезд с опозданием почти в пять часов, поездной диспетчер умоляла нагнать время, сократить хотя бы 2 часа опоздания. Эта поездка почти не отличалась ото всех остальных за исключением одного фактора – впереди бушевала гроза. Свирепые молнии исчерчивали чёрные тучи, а до стены дождя оставалось лишь несколько километров. Поезд нёсся на скорости около 70 километров в час, пронзил грозовой фронт, раскаты грома перекрывали грохот колёс вагонов. Так продолжалось почти полчаса, а потом внезапно наступила тишина. Паровоз вырвался из плена дождевой бури и, усталый и мокрый, продолжил свой путь к станции назначения.

Было заметно, как внезапно устал Александр Васильевич. По началу я не придал этому значения, но поезд стал управляться хуже, появились ошибочные действия в работе механика. Внезапно перед глазами всплыл сигнал остановки – три красных полосы. Машинист применил экстренное торможение, состав остановился всего в паре метров от хвоста попутного поезда. По спине полился холодный пот. Оказывается, это был кочегар поездной бригады другого поезда, который крутил в воздухе раскалённой железякой, похожей на кочергу. Та роковая поездка закончилась. Я сопроводил машиниста до дома и написал рапорт на имя начальника депо о действиях Александра Васильевича, едва не приведших к катастрофе.

Затем был суд. Мальцев приводил доводы, что не увидел препятствие, потому что ослеп от грозовых разрядов. Ему не поверили и посадили в тюрьму. Лучший профессионал своего дела оказался в заключении за решёткой. В это было трудно поверить. Ваш покорный слуга продолжил трудовой путь уже с другим машинистом, менее грамотным, но очень осторожным и опасливым. Он рассказывал, как над Мальцевым спустя год проводили следственный эксперимент. При помощи установки для получения искусственной молнии пытались проверить, не лжёт ли Александр Васильевич. Вспышками яркого света ему слепили глаза и наблюдали за реакцией зрачков. Эффекта это не дало, человек получил повторную тяжёлую травму глаз. Он вышел из мест заточения полностью ослепшим, зрение так и не вернулось к нему.

Вскоре я сам пересел за правое крыло паровоза. Однажды увидел на станции Мальцева, он уже 5 лет был на пенсии и заметно похудел. Я пригласил его в кабину, прокатиться на новой технике и вспомнить былые годы. Радости старика не было предела. Он с умилением сидел в кресле помощника и молча наблюдал вдаль слепым взглядом. К концу поездки из его глаз ручьём полились слёзы. Рейс закончился, я предложил старику пойти домой и попить чая. Он согласился. Мы сидели почти полночи при свете свечей и вспоминали наши поездки, а особенно – ту, роковую, в страшную дождливую ночь. Мальцев ни о чём не жалел, он выполнил свой долг и дальше жил со спокойной душой и чистым сердцем.

 

 

 

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector