А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу»: анализ стихотворения

Имя Афанасия Афанасьевича Фета известно в литературном мире как создателя жизнерадостной и вдохновляющей лирики, что вызывает иллюзию счастливой и безоблачной жизни самого поэта. Но дошедшие до нас биографические сведения о жизни Фета говорят о том, что судьба поэта далеко не так радостна и безоблачна.

История написания

Свое замечательное лирическое творение «Я тебе ничего не скажу» Афанасий Фет написал в 1885 году, будучи уже в достаточно преклонном возрасте. До сих пор доподлинно неизвестно, кому же посвятил поэт свое творение. По этому поводу существует две основные версии. Согласно первой, Афанасий Афанасьевич обращался к своей возлюбленной Марии Лазич. Она была музой поэта, их история любви длилась на протяжении двух лет. Девушка была бедна, Фет тоже. Он не мог обеспечить своей возлюбленной достойное существование и предпринял попытку оставить девушку. В ответ на это Мария пожелала остаться с поэтом и сохранить их чистые отношения, утверждая, что ей неважно финансовое состояние Фета. Но их любви судьбой было отведено совсем немного времени: в 1850 году девушка погибает. Трагическое событие глубоко ранило поэта, навсегда оставив в его душе гнетущее чувство вины. На этой почве у поэта возникает небывалый творческий подъем, и в те годы он создает множество замечательных лирических творений.

Вторая версия гласит, что Фет, создавая «Я тебе ничего не скажу…», обращается к своей законной супруге Марии Боткиной. Их отношения завязались в 1857 году, тогда же они поженились. Некоторые источники предполагают, что между поэтом и его женой не было любовного чувства, а лишь уважение. Как все было на самом деле, нам остается лишь гадать, но ведь спокойная, хозяйственная и рассудительная супруга вполне могла вызвать теплое, искреннее чувство у поэта… Известны несколько посланий Фета своей жене, из которых видно, что между супругами были теплые, нежные чувства. С супругой Фет прожил 35 лет.

Жанровые особенности

При анализе любого произведения возникает необходимость определения его жанровой принадлежности. В данном стихотворении отразились  самые сокровенные переживания поэта, что позволяет нам определить его творение к жанру интимной лирики.

Произведение выглядит как внутренний монолог автора, как послание, которое никогда не дойдет до своего адресата.

В творчестве Фета можно заметить следы нескольких литературных направлений. Поэт никогда не ограничивал себя какими-либо рамками, создавая свои творения. Так, в стихотворении «Я тебе ничего не скажу», описание глубокого чувства находит отражение в явлениях природы, между ними проводится некая параллель, — все это черты романтизма. Еще в данном стихотворении слегка прослеживаются элементы импрессионизма — отображение мимолетных, не всегда объяснимых чувств и впечатлений, внимание читателя сосредоточено ни на чем-то конкретном, а на «послевкусии», «полутонах», «атмосфере». «Видеть, чувствовать, выражать — в этом всё искусство», именно так характеризовали это направление его приверженцы. Хотя в России импрессионизм не прижился, он оказал свое влияние на взгляды многих литературных деятелей.

Для написания стихотворения поэт избрал трехстопный анапест. Использована мужская рифма и перекрестная рифмовка.

Тематика и проблематика

«Я тебе ничего не скажу…» — это стихотворение о любви. Здесь, как и во всех произведениях Фета, реальность тесно переплетена с образами природы,  которые помогают автору «объяснить» человеческие эмоции, чувства и переживания.

В стихотворении автором поднимается проблема душевных переживаний, свойственных каждому человеку. Таких сокровенных и интимных, что о них не хочется никому рассказывать, остается сохранить их только для себя.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» создает у читателя очень приятное и «понятное» настроение.

Данное произведение, несмотря на присущий ему романтизм, достаточно реалистично. Его можно охарактеризовать одним словом — «самопожертвование».

Композиция

Анализируя композиционное строение стихотворения «Я тебе ничего не скажу…», мы видим зеркальную конструкцию: последние строки зеркально отражают первые. Таким способом автор создает ощущение некой замкнутости и обособленности стихотворения.

В 1 строфе поэт рассказывает читателю о своих сокрытых чувствах, которые он держит в себе, бережет и не открывает никому. Это его сокровенное.

Во 2-й строфе поэт, желая как можно точнее передать свои чувства, проводит параллели между душевными переживаниями и природными явлениями.

3 четверостишие замыкает кольцо, завершая авторский монолог. Здесь переживания душевные переключаются на «физические»: лирический герой «дрожит», волнуется, переживает, но всё же скрывает это от своей возлюбленной: «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу…».

Образы и символы в стихотворении

Изучая биографию Фета, можно сделать вывод об абсолютной противоположности образа лирического героя и самого поэта. Поэт известен нам как человек целеустремленный, деловой и даже, можно сказать, приземленный. В то время как лирический герой, нежный и романтичный, совершенно далек от обыденных, «земных» проблем. Можно предположить, что лирический герой – это и есть настоящий поэт, в силу некоторых обстоятельств, вынужденный измениться, стать жестче.

В стихотворении мы видим два основных образа: это адресат произведения – возлюбленная лирического героя и ночь. И если об адресате в стихотворении  сказано достаточно прямо, то ночь – просто подразумевается автором. К ночи у поэта всегда было особое трепетное отношение: по его мнению, ночь – время, предназначенное для раскрытия души, сокровенных чувств. Ночь хранит наши тайны, и только она способна объединить реальный мир с миром грез и мечтаний.

В стихотворении особое отношение автор показывает к цветам. Цветок – это символ радости, красоты и женственности. Сердце лирического героя «расцветает» с наступлением ночи. «Ночные цветы» — это приятные чувства, которые днем оказываются скрыты ото всех, но с наступлением ночи всё самое сокровенное выходит на поверхность. Поэтому ночь для лирического героя особенно дорога и долгожданна.

Адресат в стихотворении описывается автором весьма скупо. Мы знаем лишь о нежном и трепетном отношении героя к объекту любви: «Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть…»

Идея

В произведении «Я тебе ничего не скажу…» смысл и проблематика тесно связаны между собой. Фет хотел поведать читателю о любви трепетной, нежной, благодарной, о такой любви, которая бережёт возлюбленную от лишних душевных тревог.

Главная мысль стихотворения «Я тебе ничего не скажу…» заключена в твердом убеждении о жертвенности любви. Дабы уберечь своего любимого человека, необходимо скрывать от него волнения и тревоги.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Я тебе ничего не скажу…» автор часто обращается к использованию различных художественных средств, усиливающих образность произведения: это и многочисленные эпитеты, олицетворения, метафоры, а также анафора и оксюморон. Инверсия используется поэтом на протяжении всего произведения. Особую роль автор отводит приему аллитерации: использование шипящих и жужжащих звуков передают плавность, трепетность авторской речи и позволяют уловить в стихотворении как бы легкий шепот.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector