Женские образы в «Преступлении и наказании»

Женщины занимают значимое место в творчестве легендарного русского писателя Ф.М. Достоевского. Во всех его известных произведениях присутствуют глубокие и яркие женские персонажи. Не обошёлся без них и роман «Преступление и наказание».

Первый знаковый женский образ романа — Дуня Раскольникова — сестра главного героя. Любящая дочь и сестра живёт лишь ради своих близких. Желая обеспечить будущее своему брату, она жила в бедности и упорно работала, чтобы достать деньги, необходимые для его обучения в университете. Прожив трудную жизнь и пережив множество унижений, девушка, наконец, соглашается выйти замуж за нелюбимого ею Лужина. Прекрасно осознавая всю низость и пошлость своего жениха, она, тем не менее, безропотно готова взвалить на себя эту ношу и отказаться от всего, лишь бы он помог её брату. По такому же пути идёт и её мать — Пульхерия Раскольникова, для которой имеет значение лишь её дорогой сын. В итоге за все свои страдания эти самоотверженные женщины были вознаграждены. Они получают много денег по завещанию, а Дуня расторгает помолвку с Лужиным и выходит замуж за Разумихина.

Пожалуй, самым любимым персонажем Достоевского является проститутка Софья Мармеладова. Глядя на то, как голодает её семья, она безропотно пошла на панель, чтобы прокормить их, прекрасно зная, что, переступив грань, которая отделяет её от других «порядочных» людей, она навсегда заклеймит себя «падшей женщиной». Но всё равно не отступила. Совершив великую жертву ради людей, которые даже не были её единокровной роднёй, Соня опустилась на самое дно общества. Но даже в таком положении она сумела сохранить в себе всё человеческое. Опустившись по социальной лестнице, морально она осталась выше всех. Опираясь на свою неисчерпаемую веру в Бога и добро, героиня продолжает надеяться на то, что её страдания и страдания её близких когда-нибудь закончатся. Не случайно именно её Достоевский назначает спасительницей Раскольникова. Когда тот сознаётся ей в своём преступлении, она направляет его по пути признания и покаяния, неотступно следует за ним в Сибирь и уже там, несмотря на все трудности, продолжает наставлять его, что в итоге приводит Родиона к духовному перерождению и отречению от своей бесчеловечной теории.

Зеркальной противоположностью Сони кажется Катерина Ивановна Мармеладова. Дворянка по происхождению, она была вынуждена выйти замуж за бедного чиновника Мармеладова. Живя в нищете, каждую секунду заботясь о куске хлеба, Катерина Ивановна не способна смириться со своей судьбой. Движимая гордостью, она часто конфликтует с окружающими, отталкивая от себя людей и осложняя всем жизнь. Постепенно он разрушает сама себя, двигаясь к безумию. Именно она сказанной в гневе фразой толкнула Соню на панель. Она безжалостно тиранит своих родных и даже радуется смерти мужа, как избавлению от лишнего рта. Но за внешней грубостью скрывается по-настоящему любящая, но отчаявшаяся женщина. Мать семейства искренне жалеет несчастную падчерицу и других детей, которые обречены на безрадостное существование, она же, несмотря на все несчастья, которые принёс ей Мармеладов, ухаживает за ним до самой смерти. В конце концов, не в силах выдержать душевные муки, Мармеладова повреждается рассудком, а после умирает, обретая покой в конце своей горькой жизни.

Больше всего Достоевский, стоявший на позициях православного христианства, восхвалял в женщинах искренность и жертвенность, которые в полной мере продемонстрировали Дуня и Соня.

Автор: Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector