Женская рок-поэзия в России

Век «Бронзовой поэзии»

Человеку свойственно ностальгировать по времени, в котором он не жил, возвышать его и ненавидеть то, что он видит сейчас. Он считает, что всё «прекрасное» уже произошло, но с другими людьми, с прошлыми поколениями. Такая тенденция видна во всём: инженерии, политике, экономике и, конечно же, в искусстве. Например, поэзия — это не только серебряный век, это далеко не всегда Пушкин и Маяковский, но мы любим их, зачитываемся строками им подобных, не замечая, что сами живём в веке «Бронзовой поэзии».

Поэтам-женщинам во все времена было нелегко. Страна мужского характера, кругом творили и создавали мужчины, тонкая женская душа редко бывала понятой до наступления серебряного века. Этот период стал вторым дыханием для искусства и для страны в целом, в умах людей нашлось место лирике Цветаевой, они полюбили Ахматову и стали лучше понимать Зинаиду Гиппиус, женская поэзия получила долгожданную жизнь, которая и сейчас бьётся в сердцах знаменитых поэтесс. «Железные девы» — так мы назовём авторов современной рок-лирики нашей страны.

Диана Арбенина и Светлана Сурганова

«В своём творчестве я, как и многие, пытаюсь решить для себя фундаментальные вопросы бытия. Я рассуждаю, пою, кричу об этом. Получается жгучая смесь депрессий и катарсисов» Светлана Сурганова

Помимо того, что Светлана и Диана создавали общее дело, когда вместе играли в рок-группе «Ночные снайперы», они так же продолжали независимую поэтическую деятельность, выпустив самиздатом сборники «Дрянь» и «Цель», где были опубликованы их стихи за время совместного творчества. В 2002 году вышло официальное издание стихов под названием «Патронташ». Творчество Светланы было опубликовано в семи полноформатных изданиях, в период с 1996 по 2013 год.

Сурганова и Оркестр «Корабли»

Сложно взять на себя ответственность литературного критика или просто отъявленного фаната поэзии и сделать анализ их творчества, да вообще, какого угодно творчества в целом. Есть страх, что неминуемы тухлые помидоры, которые полетят от ярых поклонников, да и внутренний цензор начинает подавать стоп-сигналы, что я слишком много на себя беру. Но, так как впереди Вас ждёт размышление о творчестве ещё пары замечательных исполнительниц, чьё творчество я глубоко ценю, то прошу воспринять мой «анализ» как сугубо личную призму, через которую я наблюдаю на расстоянии, практически через щель полузакрытой двери, вы можете быть не согласны со мной, но раз уж вы здесь, вы готовы это читать. Я хочу поделиться собственными ощущениями и показать значимость женской поэзии на сегодняшний день.

Диана Сурганова никогда не отставала от своей коллеги по сцене и в 2004 году порадовала свои поклонников выходом сборника стихов и музыкальных текстов под названием «Катастрофически».

Диана Арбенина и группа «Ночные снайперы» «Катастрофически»

Спустя ещё четыре года Диана выпускает книгу «Дезертир сна», в которую вошли не публикованные ранее стихи, фотографии автора и тексты песен. Спустя год страна услышит аудио версию книги «Дезертир сна: я говорю», на этой пластинке Диана сольно читает собственные стихи. Совершенно завораживающее действо. Говорят, что мало какие поэты могут достойно прочесть свои строки, но Диана то самое исключение, которое хочется вновь и вновь ставить на репит.

Жанна Агузарова

«В искусстве нет старого — есть сущее» говорила Жанна Агузарова и стала тем самым сущим, без чего мы уже не представляем современное российское искусство. Солистка группы «Браво», в миру Жанна, Иванна, Ивонна, коей она представлялась в своих поддельных документах, с самого начала своей карьеры была большой марсианской загадкой, которая не давала покоя нескольким поколениям рок-слушателей. Помимо вызывающих нарядов, сумасшедших причёсок, макияжа и всего прочего, она всегда оставалась поэтом и служила слову, которое несла в мир.

Жанна Агузарова, «Старый отель»

 Её тексты поражают образностью. Сюр ловко переплетается с конкретными образами, образуя собой «жёлтые ботинки», которые засели в голове каждого, кто хоть раз слышал её имя. Стихи Агузаровой выделяются своим «марсианским» характером. Это уникальное свойство, которое не совсем присуще женской поэзии. Это как раз тот случай, когда личность поэта формирует образ его мышления (что может быть весьма наоборот) и создаёт некую смысловую ауру вокруг себя, заставляя слушателя поверить в свои слова. У него создаётся иллюзия того, что он понял, о чём идёт речь, но настолько на подсознательном уровне, что он уже никогда не сможет пересказать действительный смысл прослушанных им слов. Таким свойством поэтики обладала и следующая «железная дева», которую нельзя обделить своим вниманием, если мы говорим о действительной рок-поэзии нашей страны.

Земфира

«Я знаю кто я, я на своем месте. Я это знаю, я в этом уверена. И в этом есть моя самая большая правда и сила. Уверенность в том, кто Я и что Я. И петь я буду очень долго».

Напор характера Земфиры с самых первых нот бьёт прямо в лицо. Я видела лица людей, которые слушали её в первый раз, и они менялись совершенно неожиданным образом. Сквозь строки её стихов проходит сила, которую можно назвать женской, не боясь обидеть или уменьшить её значения.

Любой творческий человек скажет, что нельзя мерить популярностью величину таланта, но зато ею можно измерить народную любовь, которая сама по себе говорит уже о многом.

Земфира — настоящий рекордсмен народного признания. Её лирика бьёт в сердце, в глаз, в живот, её понимают люди разного возраста, пола и поколения. У каждого человека своя собственная Земфира, которая его по-настоящему понимает. Опять же, я говорю о том, что не берусь устраивать «разбор» её произведений, далеко не каждый поэт сам до конца понимает то, о чём он пишет, в том большая загадка природы любого гения, а женский гений вдвойне загадочен и непостижим.

Корабли в моей гавани 
Не взлетим так поплаваем 
Стрелки ровно на два часа 
Назад…
В моей гавани 
Не взлетим так поплаваем
Стрелки ровно на два часа 
Назад… Зефира (Песня «Вороны москвички»)

Земфира, «Вороны москвички»

Мои любимый стих из всех, потому я хочу, чтобы он был здесь. Повторюсь, у каждого своя Земфира, с которой он может поделиться своими переживаниями и открытиями. В том наверно и состоит тайна женской лирики, она похоже на материнскую или даже сестринскую заботу, которая всегда нас заставляет плакать, улыбаясь. Лучше всего для объяснения этого состояния подходит строчка Дианы Арбениной «По венам пустить молоко…».

Возвращаясь к разговору о том, что «раньше было лучше», нельзя сказать, что нынешний человек-поэт не имеет той же глубины и того же понимания времени, как творцы прежней эпохи. Это поэзия и точка, пусть они больше и не ходят в кринолинах и напудренных париках. Не вздыхают при виде сельской пасторали и пусть. Вокруг уже давно урбанизация, социальные сети, интернет, а они всё так же пишут о любви, остаются женщинами и верят в счастье, борются за свои права и хотят быть услышанными.

Автор: Мария Васютинская

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *