Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине

Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

Знаменитый французский писатель Р. Роллан однажды сказал: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине». Я не согласен с его позицией, так как понимаю слово «честь», как доброе имя человека, его достоинство, его гордость. Не может же отечество потребовать от своего сына бесчестного поступка, подлости, и сделать его лжецом и преступником? Тогда это уже не родина, а государство, причем, тоталитарное, то есть равнодушное к судьбе своих граждан. К родине мы испытываем любовь, за любовь мы можем отдать жизнь, но если мы отдадим честь, то совершим нравственное преступление. Будем ли тогда достойны любви ответной? Сможем ли смотреть людям в глаза, предав или обманув, пусть даже ради отечества? Я думаю, нет.

Чтобы аргументировать свою позицию, я приведу примеры из художественной литературы. В повести Н. Д. Кондратьева ‘’Сашка ‘’ автор рассказывает нам о главном герое, который в первом же бою взял немецкого “языка“ и отвел его в штаб. По дороге он пообещал пленнику, что ему сохранят жизнь. Но комбат, старший по званию, потерял любимую и ненавидел всех захватчиков. Таково было отношение всего русского народа, который насмотрелся на зверства нацистов. Командир приказал расстрелять немца. Сашка же не мог нарушить слово, даже данное врагу. Он не стал убивать безоружного человека. Таким образом, его честное слово оказалось сильнее, чем страх смерти и призыв родины. Герой понял, что если советские солдаты не будут дорожить своим нравственным обликом, немцы наполовину победят. Им удастся превратить русский народ в зверье, которым они его считают. Ради того, чтобы не нарушить обещания и не потерять достоинства, Сашка пошел  против приказа и солдатского долга. Он – не трус и не власовец, ведь каждый день безропотно рисковал жизнью ради отечества, но, отдав честь, герой потеряет силу, заключенную в нравственной правоте защитника. Именно она привела советских солдат к победе.

В романе Булгакова «Белая гвардия» Алексей Турбин, белый офицер, после большевицкого переворота оказывается изгоем и чуть ли не врагом собственного народа. Он вынужден скрываться в городе, который по условиям брестского мира не принадлежал новой власти. Там он участвует в обороне, ведь уже наступает армия Петлюры. Осознавая сложность положения, Турбин и его семья радуются слухам о приближении французских войск, которые должны были помочь добровольцам. Читая роман, мы понимаем, что Алексей – правдивый и мужественный человек, но отдал ли он честь родине? Нет. Он верен царской присяге, то есть своему слову, данному императору, поэтому он ждет интервенции, которая должна освободить Россию от красных, и это не предательство, а верность своему долгу. Он поклялся служить Российской Империи, но вправе ли он отказаться от обещания, если родина стала называться «РСФСР»? Он решил для себя, что не имеет на это права. Такой поступок обесценивает его службу и лишает чести. Если он предаст ради родины, будет ли он ее достоин? Нет, он даже не сможет жить, совершив нравственное падение.

Мне вспоминается цитата из моего любимого фильма детства «Гардемарины, вперед»: «Жизнь — Родине, честь — никому!». Это утверждение я считаю истинным. Человек, прежде всего, должен беречь свое доброе имя и держать обещания. Если родина призовет, за нее честные и мужественные люди не пожалеют жизни, но чести не жалеют, как правило, подлецы и трусы, ведь это им свойственно по поводу и без.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *