Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?

Сегодня мир развивается все стремительнее и стремительнее, и то, что еще вчера казалось нам незыблемым и постоянным, завтра уже перестанет вообще кого-то интересовать. В таких условиях сложно сохранять опыт предыдущих поколений, поэтому большая его часть осталась на музейных полках или вовсе ушла в небытие. Например, кто сейчас помнит, как варить мыло? А когда-то в СССР был такой дефицит, что в глубинке мыло приходилось делать самостоятельно. Однако есть такие важные вещи, которые человечеству ни в коем случае нельзя забывать. К примеру, это опыт нацистской Германии, которая развязала самую кровавую войну в истории. Люди тогда научились многому: запретили пропаганду нацизма и расизма, закрепили в законах права человека и др. Вот это мы никогда забывать не должны, чтобы никогда не повторить ошибку, которая стоила миллионы жизней.

Примеры, подтверждающие мою позицию, можно найти в романе Замятина «Мы». В этом произведении государство было построено по принципу подавления личности и полного контроля над ней. У людей не было индивидуальности и фантазии, они просто были винтиками одной системы, строили Интеграл и жили только национальной идеей. В этой стране исчезли любовь и семья, не стало дружбы и других моральных ценностей, без которых мы не мыслим своей жизни. Но они не только мыслили, но и принимали эту лишенную смысла жизнь, поэтому перестали быть людьми. Уцелеть от тлетворного влияния новой системы удалось только тем, кто обращался к опыту предков в виде уцелевших музейных домов, старых вещей, повествующих о личном пространстве, несправедливо отнятым у людей. Человечность проснулась в главном герое лишь тогда, когда он пришел в такое место, которое навеяло атмосферу, вкус жизни предков и пронесло сквозь время социальный и бытовой опыт прошлых поколений.

Другой пример можно отыскать в повести Булгакова «Собачье сердце». Автор изображает образ нового человека, сотворенного революцией – искусственным вмешательством в ход истории. Метафорой такого вмешательства стал эксперимент Преображенского. Глядя на невежественного, грубого и диковатого Шарикова, мы понимаем, что новому человеку не хватает связи с опытом предков, с их культурными, научными и социальными достижениями. Этот пришелец не знает, куда и зачем пришел, попусту растрачивает свой потенциал, а ведь он мог бы, подобно Ньютону, стоять на плечах гигантов и служить прогрессу. Его же попытки качать права приводят лишь к деградации и «разрухе». Очевидно, что Шариковым и Швондерам, несмотря на весь их пафос, не выжить без Преображенских и их жизненного опыта.

Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений? Я думаю, да, ведь без него он не сможет двигаться вперед и развиваться. Невозможно каждый век изобретать велосипед, развязывать мировые войны и лишать человека права на духовную самобытность, ведь тогла цивилизация просто выродится в нескончаемом падении на граблях. Чтобы этого не случилось, мы должны учитывать опыт предыдущих поколений.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *