В чем смысл трека Рем Дигги «На юг»?

Pем Дигга, он же Pоман Воpонин — известный представитель подземки русского хип-хопа, прославленный своими гибкими и прочными двойными рифмами, достаточно хищным, диким стилем в лучших традициях олд-скула и андеграунда, высоким эмоциональным накалом, проходящим сквозь всю композицию, и, конечно же, серьёзной смысловой нагрузкой песен.

Чем трек «На юг» отличается от других работ Дигги?

В его относительно свежей работе, 2015 года выпуска, под названием «На юг» я не услышал привычной для Диггеpа плотного дабл-райма, напротив, в основном, в этой песне звучит довольно-таки приблизительная акцентная рифмовка («…Бить и бить — это мой инстинкт; Если мир, как ринг, если он в крови. За спиной мой дом, там мой ангел спит, Открыл рот на них, сука? Не вопрос, лови!..»).

Но интерес, возникший у меня к этой композиции, отнюдь не связан с рифмой, законами построения текста и прочими техническими вопросами. Рома здесь поднимает одну из самых популярных, вечных проблем человеческого общежития, говоря о военных действиях, о бедствиях, связанных с ними, о любви к своей земле. И, казалось бы, сколько писателей, поэтов и музыкантов всех времён и народов уже перемусолили эту тему с ног до головы, Дигге все же удается захватить внимание слушателя собственным видением и ощущениями войны.

О какой войне песня «На юг»?

Сочиняя «На юг», Роман вспоминал свои армейские годы, а также, конечно же, не могли не отозваться в этом тексте события в соседней Украине: как раз в это время на Донбассе (то есть, буквально, в двух шагах от пограничного Гуково — малой родины рэпера) разгорались военные действия. Так, атмосфера трека на момент своего появления как нельзя актуальна, а также несет в себе характерные оттенки нашего юга. В ней чувствуется горячая южная кровь, необоримый и фатальный человеческий патриотизм.

О ком горит вечный огонь?

Итак, заглянем внутрь песни. Первый образ, возникающий здесь — внутренней огонь солдата — то есть, самого героя, и с помощью этого символа в дальнейшем возникают новые образы, заполняющие сценический пейзаж:

… Мой огонь не потух, он внутри. С ним во тьму иду, полный им, Туда, вперёд, стоит где грозный вид — В небо тянутся худые больные кроны ив…

Итак, внутренний огонь — это свет, это созидательная энергия, благодаря которой до сих пор на нашей планете есть жизнь. Этот огонь, героический, заставляющий человека самоотверженно бороться за то, что ему дорого, противопоставлен самой сцене — страшному внешнему пейзажу, где тьма, покалеченная природа. И на эту сцену входит наш персонаж, «в ту степь зла»… и тут начинается битва…  Но, как ни странно, ни танков, ни пулеметов здесь мы не увидим — тут начинается кулачный бой!

… Жду кулака над головой, нам всем знак… Я поневоле — недовольный сукин сын, На поле боя пропускаю хуки в щи…

Для Дигги важно, что драка врукопашную. По сути, весь хип-хоп — это кулачный бой, каждый баттл — стрелка в формате «один на один», то есть, противники смотрят друг на друга не через прицел автомата, не из танка — а напрямик, глаза в глаза. Воин показывает свой хаpактеp:

… Довольно больно, кто-то бы напуган был, но я пpу как бык, они бьют, как феи…

Воин воспевается как носитель всепобеждающего внутреннего света, а все вокруг, как уже не в первый раз в творчестве Диггеpа, насыщается мраком и сходит с ума:

… Сошел с оси, в дыру мир летит — Беру щит и меч, Хочу жить и быть!..

Мир, где центральной сакральной фигурой является Она, любимая девушка солдата, и Она показана как самый яркий образ среди всех прочих фигур, связанных с понятием Родина — «зеленые луга», «вольный ветер с этих степей», близкие сердцу поэта нивы южных полей. Все это хочет захватить, поработить, уничтожить враг — «лапа раздора», та самая «грязная лапа» демонов, что «лезет в мой дом», бесцеремонная и мерзостная.

…Но я тебе клянусь — кто ступил с мечом, родная, сюда, он это сделал зpя…

Куда уходит караван?

Лейтмотивом по песне проносится главная фраза, показывающая динамику всего действия в произведении: «…Уходит караван на юг…». По сути, все «кулачные бои» и побоища протекают только еще в мыслях солдата, пока сам он едет в этом самом караване…  Вражье войско постоянно «где-то там» за горизонтом, за рекой. Ожидание встречи с врагом — вот основной конфликт действительности в музыкальном произведении.

Героический «караван», мчащий навстречу врагу, — по сути, «ненужный груз 200», а сама атмосфера приближающегося сражения отвратна — ибо отвратна сама сущность войны. В этом моменте нужно оговориться. Создается некоторая двойственность позиции самого автора, который, воспевая воинскую славу и доблесть борьбы за свободу, также называет свой караван «ненужным грузом 200» . Чем оправдано это противоречие? На мой взгляд, Дигга, отмечая словом «ненужный» чисто фактическую ненужность трупов погибших воинов, предаёт значение духовной значимости сути народного подвига. Возможно, упоминание служит и другой цели: показать взгляд свыше на героизм простых ребят. Те, кто послал их сюда, видят лишь груз 200, а не живых людей, идущих на смерть ради защиты родины. Прозаседавшиеся прекрасно знают о неизбежном финале войны, но не спешат сами разделить его со своим народом. Они просто кидают его на жертвенный алтарь, пренебрежительно усматривая в этом привычном акте лишь хлопоты по транспортировке.

Запах пота там, пороха, пойла, запах жженной конопли…

Но атмосфера не трагическая, — скорее, даже, наоборот — герой упивается своей любовью к отечеству, ибо это его единственный способ не сойти с ума, столкнувшись лицом к лицу со смертью, ибо только сейчас он понимает, как много значат для него эти поля:

… Кто я без этих полей? Ну, кто я без этих полей, — скажи мне. Стонут те, что в огне и мне с ними только гореть. Кто без этих волос? Кто без этих я рук, родных мне? За их жизнь, готовый умереть! Моя Родина — родная, добрая земля<…> одна ты у меня.<…> терпи, бедная земля…

И слова здесь бессмысленны — вот он, тот самый огонь воина, солдата, источник света и оплот совершенства красоты духа, контрастом вписывающийся во внешнюю болезненно-худую палитру мглы, пламени и дыма, зла … И, что самое интересное, — этот, казалось бы, ничтожный сгусток света посреди сплошной темноты перебарывает ее. Ибо по-другому в жизни невозможно. Ибо именно так мы одержали ряд громких побед. Дух праведного воина творит великие подвиги.

Автор: Олег Зверев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector