Творчество Маяковского: анализ стихотворения «Облако в штанах»

Владимира Владимировича… Маяковского в России не знает только самый ленивый невежда. Почти каждый читал его знаменитое стихотворение про паспорт, слушал размышления о том, что «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», сопереживал лирическому герою в «Лиличке» и, конечно же, знает «что такое хорошо и что такое плохо». Он прочно воссел на трон короля кубофутуризма (потому что в эгофутуризме был тоже свой король, Игорь Северянин) и с этой высоты декларировал громкие стихи, отголоски которых мы слышим и по сей день. Личность неординарная, экспрессивная, чрезвычайно яркая и знаменитая в свое время, он был, между тем, обладателем трагической судьбы, которая почему-то выпадала на долю многим поэтам Серебряного века. Известно, о какой трагедии идет речь. Любовный треугольник, в котором Маяковский был не самым большим углом. Он всю жизнь страдал от неразделенности чувств. Кто-то восхитится этим примером безграничной и преданной любви, кто-то посмеется над поэтом, сказав, что глупо положить свою жизнь на алтарь человеку, который тебя не ценит. Правы будут и те, и другие, но все привыкли как-то защищать Маяковского, бросая ругательства в сторону Лили Брик. Однако где бы сейчас был поэт, если бы не она? Увидел бы мир такие проникновенные и искренние строки из «Люблю», «Лилички», которые принесли ему славу? Глупо гадать, но мы знаем точно, что есть в арсенале поэм Маяковского одна, которая была написана не под впечатлением от Брик, хоть и позднее посвященная ей. Это «Облако в штанах» — самый грозный и громкий крик и без того эпатажного поэта.

На самом деле, произведение — это четыре громогласных крика «Долой». Композиционно поэма делится на 4 части и описывает отношение лирического героя к определенным вещам. Так, в первой части под удар попадает любовь. «Долой вашу любовь»,- кричит герой Маяковского, обожженный этим чувством. Конфликт этой части состоит в сопоставлении романтических идеалов любви и суровых реалий жизни. Он отчетливо виден в этих строках:

«Помните?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть»,-
а я одно видел:
вы — Джоконда,
которую надо украсть!»

Из этого видно отношение героя к любви: трепетное, нежное, не подкрепленное материальными вещами и корыстью. Он не против взаимного чувства, когда оно искреннее, светлое и настоящее, но презирает тех, кто прячет жажду наживы под этим словом.

Вторая часть говорит нам: «Долой ваше искусство». В ней Маяковский раскрывает тему поэта и поэзии, говоря, что настоящему творцу, по его мнению, «надо кастетом кроиться миру в черепе», а не описывать мелкие проблемки людей. Поэт — это голос, который слышат тысячи людей, и его главная цель — вести их за собой в будущее. «Глупая вобла воображения» мешает поэтам творить, по мнению Маяковского. Они как бы оторваны от читателей, закрывшиеся в башне из слоновой кости и делают «из любвей и соловьев какое-то варево». В поэме же образ творца рисует нам образ футуриста, причем, именно такого, каким был сам автор. К примеру, Северянина он считает недостойным внимания поэтом за его стремление к изяществу и красоте стиха, а не силе воздействия на слушателя, что все-таки не слишком правильно. Но это произведение Маяковского, а потому в нем он выражается, как хочет.

«Долой ваш строй»,- со страниц поэмы кричит нам лирический герой в третьей части тетраптиха. Тогда у Маяковского были очень сильны нигилистические настроения, особенно антиобщественные. Так, в 1913 году (до «Облака в штанах») создано стихотворение «Нате», где автор уже противопоставляет себя буржуазному обществу, погрязшему в похоти, пьянстве и разврате. Позже, на одной волне с написанием поэмы, появляется «Вам», где Маяковский уже с большой силой и более крепким слогом обрушивается на них же. Вообще поэт любил себя противопоставлять всем вокруг, как тот же Есенин любил придумывать себе ярлыки («Я последний поэт деревни», «…я похабник и скандалист»), хотя Маяковский был человеком с чистой душой, тяготеющим к светлым чувствам за маской показного нигилизма. Достаточно прочитать его любовную лирику, чтобы убедиться в этом. Еще Чуковский писал о нем: «Маяковский вступил в литературу нигилистом и циником, с какой-то зловещей дырой в душе». Та самая дыра, которая образовалась из-за недостатка любви в реальной жизни, красной нитью проходит через многие его произведения, но в обращениях к «Лиличке», как будто, ненадолго затягивается, разрываясь с ужасающей силой.

Заключительная часть повествует о ненавистной в то время большевистской партии (в которой состоял и сам Маяковский) вещи — религии, значимость которой в эпоху «научного атеизма» всячески пытались свести к нулю. «Долой вашу религию»- невольно слышится посыл лирического героя. Он хочет подорвать авторитет церковных догматов, нивелируя их язвительными насмешками:

«Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крыластые прохвосты!
Жмитесь в раю!»

Лирический герой сетует, в стиле «раз бог такой всемогущий, то почему столько страданий и лишений терпят люди». Вообще у Библии есть ответ, но его это, видимо, не устраивает. Юношеский максимализм не дает смотреть на мир трезвым взглядом, герой опьянен романтическими идеалами, которые часто не имеют ничего общего с реальной жизнью. Гений Маяковского еще до конца не созрел, но «Облако в штанах» уже дышит начинающим набирать величие талантом молодого поэта. Произведение очень сильное, все обороты точны и выверены, а слог тот самый, который будет только у Маяковского, ни на кого не похожий. Местами же мысли кажутся наивными, но, согласитесь, написать такое произведение в 22 года – большое достижение. В этом величие таких, как он: созревают слишком рано и сгорают быстро. Хотя… вряд ли такие как он еще будут.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *