Трагедия народа в «Реквиеме» Ахматовой

(346 слов)

«Женский, материнский, вопль не только о себе, но о всех страждущих – женах, матерях, невестах, вообще о всех распинаемых» – так назвал «Реквием» Ахматовой писатель Борис Зайцев. Замысел поэмы родился в бесконечных очередях перед тюремными воротами. Анна Ахматова провела в них долгие часы с передачами для супруга и сына. Ее произведение – действительно крик «стомильонного народа», «широкий покров», сотканный из шепота, едва уловимого в очереди ожидания казни. Шепота беспредельной тоски по тем, кому предначертаны мучительные дни в неволе и безвестная смерть у кирпичной стены.

Репрессии 20-х – 30-х годов налетели на страну, как ураган, сжали людей плотным кольцом страха. Беда приходила в дома из неоткуда, приносила разруху и несчастья, не оставляла надежды. Длинные цепочки жен и матерей так называемых «врагов народа» выстраивались перед тюрьмами, простаивали там сутками, но, чаще всего так и не дождавшись хотя бы маленькой весточки о судьбе родных, возвращались домой, чтобы после короткого передыха снова встать в очередь.

У детей осужденных не было практически ни единого шанса остаться незамеченными, их арестовывали следом за родителями. Вот эту трагедию безысходности и описывает Ахматова в поэме. Центральную часть «Реквиема» занимает история собирательного образа семьи (который в равной степени изображает и семью автора), подвергнутой репрессиям: «Муж в могиле, / Сын в тюрьме». Повествование ведется от лица женщины, которая ничем не может помочь своему ребенку. Все, что ей остается, это терпеть и ждать… ждать смерти, ибо надежды на избавление нет. Восьмое стихотворение «К смерти» говорит об этом: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Смерть – это покой, забытье, отсутствие боли. В ней видят единственное спасение, а пока унять агонию можно, лишь попытавшись «память до конца убить».

Ахматова посвятила «Реквием» своим «невольным подругам» тех семнадцати месяцев, что она провела в бесплодных попытках чем-то помочь сыну. «Вместо предисловия» она привела один из эпизодов этого времени – обмен парой фраз между ней и женщиной из очереди. Смысл этих двух реплик до конца может понять только тот, кто пережил все ужасы «двух осатанелых лет», о которых пишет автор. Она до конца жизни сохранила воспоминания о постигшем, как лично ее, так и весь русских народ несчастье. «Реквием» – памятник тому времени и тем событиям. О них не должно забывать.

Автор: Полина Матвеюк

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *