Thomas Mraz: «Где же взять чернил, чтоб испачкать лист?!»

В ноябре 2016 года один из самых выдающихся рэперов новой школы, талантливый музыкант, создающий действительно качественный звук, артист концертного агенства «Booking Machine» Thomas Mraz выпускает релиз «Сотрясающий копьем», в котором содержится одна из, пожалуй, самых поэтичных композиций русского New School’а под названием «Чернила».  Хочется остановиться поподробнее на этой песне, ведь здесь Алмас (настоящее имя музыканта) обращается к вечной теме творчества, рассказывая в бесчисленных аллегориях и в грациозных переливах нот нам, своим слушателям, о природе творческого кризиса.

Thomas Mraz, «Чернила»: слушать

«Моя муза слепа!» — вот основное ядро песни, от которого исходит далее все остальные ее составляющее. Интересно еще и то, как в композиции «Чернила» сходятся в единой точке, так называемый, вечный жанр творческой рефлексии (темы поэта и поэзии) и современный стиль, несколько игривая манера повествования.

Раскрывается эта игривая современная манера уже с первых строчек:

 Белый чистый лист, белый стих, парень, ты — мой враг,
Я не псих, просто мне нужно его испачкать…

Итак, что же означают данные строки? Душе лирического героя необходимо творить, «пачкать» листы бумаги своими текстами. Лист — это мишень, на которую нацелился рэпер, оттого-то этот «парень» и есть враг героя. Вот она — свойственная новой школе жантильность, игривость ироничного выражения своих эмоций. И красота этих строчек как раз в том, что здесь сегодняшний трэп выражает себя в теме поэта и поэзии — не особо ей свойственной.

Далее звучит страшный приговор свыше: «Нет чернил!» — «Как это тут нет чернил?» Вот он — творческий кризис. Есть чистый лист, есть музыкант — нет чернил! Под этим образом, безусловно, магистральном в композиции, Thomas имеет в виду творческую силу, энергетику, созидающую рифмы. Когда ее нет — тогда и наступает этот пресловутый в плохом смысле творческий кризис.

Далее начинается бешеная игра образами. Ключи, чернила, листы, игры с Солнцем — все крутится вокруг творца. Thomas находит выход — он будет самозабвенно царапать по листу ключами и творить! Но от чего ключи? От чернил, что так нужны? От квартир, где никогда не быть? «Откуда знать мне, от чего ключи!» — возмущается герой. Есть лишь белый лист, который остается белым, который дразнит своей девственной чистотой, не дает ни спать, ни есть, «кладет на лопатки» бедного творца этот «хитрый лис». И здесь мы понимаем, что показавшееся нам смешным заявление автора, обращенное к неодушевленному листу бумаги «Парень, ты — мой враг!» имеет все же действительно веские основания. Ему больно, что он не может заниматься любимым делом, своим делом — то есть, творчеством. Белый лист символизирует бесплодное течение жизни, несовершенную работу, отчаяние творца.

«Ключи» — это, судя по всему, некоторый механизм, благодаря которому автор пишет. Что это за механизм? Скорее всего, усилия воли. Но «от чего ключи»? Вот это вопрос, который мучает не только нас, ведь на него даже сам автор не может себе ответить. «Может, от квартир, где мне никогда не быть?» — предполагает автор, говоря тем самым о том, что возможно, «ключи» есть средство для доступа к неведомому и невиденному, новому. Ключи от новой жизни, свежих событий и пейзажей, ради которых всякий человек просыпается каждый день. Возможно также, что в данной фразе выражается некое отчаяние автора перед невозможностью попасть в эти самые «квартиры». Кто знает?

«Может, от чернил, что мне так нужны?» — делает второе предположение автор. Ему нужны чернила, решительно нужны — «Чтоб убрать весь бардак среди этих писак», то есть показать свой мастер-класс на фоне бездарных работ прочих коллег. Творчество для героя представляется чем-то в роде сумасшествия, и поэтому он неоднократно повторяет фразу «Парень, я не псих!», видимо, убеждая в этом самого себя.

Thomas медленно и, растягивая слова, поет о природе своего собственного творческого кризиса, описывая атмосферу своей жизни в достаточно темных и броских образах: «словно во мне бездна»; «в этом море лишь смрад»; «в этом поле лишь мак» и так далее. И на фоне всего этого творческого голода, всей блеклой вычурности кризисной атмосферы, герой остается одинок: «Я один, как пиджак, что забыли забрать»; «Я не выйду на блок, пока не пойму, как…».

Атмосфера событий, изложенных в песне, докучливая, серая, состояние творца унылое, но даже такое состояние он сумел воспеть в изящных красках и грамотных аллегориях. Дабл-тайминг в конце композиции как бы воспроизводит бегство героя «за чернилами», и в итоге все обыденное, бесцветное, вялое, что составляет быт героя, становится прекрасным — ведь оно воспето, и воспето поистине талантливо! «Я отдам весь мир, чтоб узнать пути» — говорит музыкант в конце, как бы накаляя градус своего творческого голода в наших глазах и показывая нам, насколько отчаянно он готов бороться со своей проблемой и что он готов пожертвовать для ее решения.

В заключение хотелось бы сказать, что Thomas Mraz является, на мой взгляд, одним из немногих сегодняшних русских рэперов, сумевших соединить в своем творчестве грамотно и искусно изложенный смысл с качественным свежим звуком. Это как нельзя выгодно смотрится на фоне непрекращающейся борьбы среди рэперов между так называемыми «смысловиками» (теми, для кого наибольшую важность занимает смысл) и «звуковиками» (теми, для кого сама музыка и профессионализм звука играют первостепенную роль). В песне «Чернила» данная особенность таланта Алмаса выражается особенно ощутимо.

Автор: Олег Зверев

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *