Тема искусства в повести Гоголя «Портрет»

(327 слов) Искусство в повести «Портрет» представлено в двух ипостасях: есть чистое творчество, данное свыше, а есть корыстное, данное от лукавого. У каждой из этих разновидностей есть свой представитель, каждому из них посвящена своя часть.

В первой главе фигурирует Чартков, молодой, подающий надежды художник. С самого начала учитель предостерегает его, чтобы тот не стал «модным», не растратил свой талант попусту. Начинающий творец последовал бы совету наставника, если бы не нужда. Ему кажется, что определённая сумма денег позволила бы вздохнуть свободнее и посвятить себя живописи. И вот его мечта сбывается. Но Чартков оказался неспособен пройти такое испытание: первый порыв вложения денег был вполне благородным, но как же упустить возможность прославиться? Новые условия работы не совсем удовлетворяли художника, его вечно отвлекали, не давали воплотить задуманное, но богатство это скрашивало. И всё бы шло своим чередом, если бы не выставка его однокашника. Чартков вдруг понял, на что променял свой талант и к чему на самом деле он должен был стремиться. Но было уже слишком поздно.

Работа над портретами представителей светского общества удовлетворяла молодого человека в материальном плане, но не в духовном. Он позабыл о развитии своего внутреннего мира в погоне за золотом. Эта духовная пустота привела героя к гибели.

Иная судьба была у автора зловещего портрета. Этот человек был невероятно талантлив, но и в его жизни был период испытания пороками. Главный из них – гордыня: мастер позавидовал собственному ученику. Желая доказать своё превосходство, он яростно принимается за работу и даже соглашается писать портрет ростовщика. Такой поступок можно расценивать как сделку с дьяволом: что угодно, только бы достичь цели. Но художник вовремя опомнился: он ушёл в монастырь, а потом и в пустошь. Только осознав, что окончательно очистился от лукавого в себе и изжил из себя все пороки, живописец осмелился снова взяться за кисть. Это чистое искусство, идущее от Бога.

Гоголь не навязывает определённой точки зрения, напротив: он подчеркивает, что у человека всегда есть выбор. Каждый путь имеет свой исход: Чартков обрел богатство, но погубил душу, автор портрета не нажил больших средств, но обрёл спасение.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *