Тема «Дружба с братьями нашими меньшими» в рассказе «Муму»

В современном мире человеческими чувствами руководят преходящие ценности, которые со временем теряют свою значимость и актуальность: деньги, одежда, дома, драгоценности. Не так много истинно-важных ценностей предоставляет нам Вселенная: это вера, любовь, дружба. Понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе его ценностных ориентиров. Оно существует не только между людьми, но и в бескорыстных взаимоотношениях человека с животными. Но почему тогда братья наши меньшие часто становятся жертвами человеческой жестокости? Почему человеческая безответственность, коварство и несправедливость становятся источниками беспощадности мира, в которых любая жизнь не стоит ни гроша? В первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных существ, именуемых себя людьми. Но ведь животные наделены такими же чувствами скорби, обиды и одиночества, как и человек. Они дают нам гораздо больше, чем мы можем отдать взамен. Они дарят теплоту, ласку, благодарность, любовь, бескорыстную преданность. Проявляя дружелюбие, они позволяют человеку через взаимность раскрывать свои истинные чувства и переживания, и такой немногословный собеседник может подарить нам ощущение близости родной души, второго «Я». Они вверяют нам свою жизнь, и мы должны быть ответственны за тех, кого приручаем.

В своем рассказе «Муму» Тургенев повествует о внутренней коллизии крепостного Герасима, который всей душой был привязан лишь к одному существу – собаке. Однако он понимал, что жестокая барыня не даст ей жизни, а он никак не сможет защитить ее. Для помещицы он сам – жалкая собачонка, как и все крепостные для своих господ. Как же может бесправное и слабое существо помочь другому? Это все равно, что требовать от Муму протекции для Герасима. Осознав свою беспомощность, герой понимает, что лучше не мучать животное, предав его и бросив. Он ощущает груз ответственности за судьбу живого существа, которое так доверилось ему. Собаке, умному и чуткому другу, будет больнее, если ее оставят на произвол судьбы. Она все равно умрет без хозяина, но в муках. А потому Герасим берет эту боль на себя, он убивает собаку, чтобы облегчить ей неминуемую гибель. Так она хотя бы не была подло обманута, не разочаровалась в людях и не изнемогала от голода и одиночества. Ее хозяин был предан ей до конца и готов был пойти на жертвы ради любви к собаке. Очень страшно и сложно жить с таким грузом на сердце, но Герасим смиренно несет этот крест.

Сегодня нет ни помещиц, ни крепостных. Никого не могут принудить убить или бросить животное. Однако принципы гуманизма, заложенные Тургеневым, у многих, видимо, остаются на школьной скамье. Люди становятся взрослыми, их души черствеют, они и человека с удовольствием топят, чего уж о собаке говорить. Светлые чувства, которые этот рассказ пробуждает в читателях, и основополагающее ценности доброты, любви, ответственности для многих – пустые слова и жалкие сантименты. Вокруг все так же множатся бездомные животные, все так же происходят вопиющие скандалы, связанные с жестоким обращением с братьями нашими меньшими. А ведь эти «саратовские живодерки» (фигуранты громкого уголовного дела об издевательствах над животными) тоже учились в школе, также читали Тургенева. Почему они так безответственны? Наверное, потому, что не прочувствовали того гуманистического посыла, который автор передавал потомкам. Они пролистали книгу и ни о чем не задумались. Я считаю, что каждому человеку для того, чтобы им остаться, надо время от времени перечитывать русскую классическую литературу и постепенно открывать для себя новые ее грани, ведь с возрастом все мы меняемся и начинаем лучше понимать и шире мыслить. В противном случае трагедия Муму повторится и не один раз.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *