Сочинение-рассуждение: Хлестаков и хлестаковщина

Хлестаков — один из центральных персонажей комедии «Ревизор» легендарного русского писателя Н.В. Гоголя, воплощающих в себе нравы российского общества XIX века. Его краткую характеристику нам даёт во втором действии его собственный слуга Осип. Пустой и бестолковый сынок богатого отца, не оправдавший возложенных на него надежд, отдавшийся всем порокам столичной жизни. Транжира, неспособный думать наперед, с бесконечным самолюбием. Вдобавок бесхребетный трус.

После появления самого Хлестакова сомнений в истинности слов Осипа не остаётся. Из-за ветрености и лени наш герой попадает в немилость у родного отца, а потом проигрывает все свои деньги в карты и застревает в провинциальном городке без возможности уехать. Однако не в силах отказаться от старых привычек, даже несмотря на страх быть заключённым в острог, Иван продолжает требовать к себе особого отношения, всё сильнее запутываясь в долгах.

От выселения и ареста его спасают городские чиновники, принявшие его за столичного ревизора. Окружённый заботой и вниманием Хлестаков мгновенно адаптируется к ситуации, охотно отыгрывая свою роль. Оказавшись в выигрышном положении, он мгновенно даёт волю своим страстям: обирает как чиновников, так и простых людей, флиртует с женой и дочерью городничего, безудержно врёт, желая всячески вызвать в окружающих ещё больше страха и почтения. В одной из самых ярких сцен всей пьесы он присваивает себе авторство «Женитьбы Фигаро», «Роберта-Дьявола» и «Нормы», заявляет о своей близкой дружбе с Пушкиным и ставит себя выше государственного совета. Теша своё эго, Хлестаков не способен остановиться даже на минуту, ложь его становится всё абсурднее, но самое удивительное то, что ему всё сходит с рук. Обманув, обворовав и в добавок обсмеяв, наивных жителей города, герой навсегда покинул их, вернувшись в свой роскошный мир салонов и фуршетов.

Хлестаков — один из самых ярких образов русской литературы. Его фамилия стала нарицательной, а мышление и поведение породили явление под названием хлестаковщина, обозначающее желание всегда казаться больше, чем ты есть на самом деле, стремление выделиться не реальными, а выдуманными заслугами.

К сожалению, образ Хлестакова имел под собой реальное обоснование. Дворянство XIX века, служившее опорой самодержавию и Российской империи, было подвержено множеству пороков. И беспутные дворянские отпрыски, подобные Ивану, были обычным явлением. Да, и в наши дни «Хлестаковы» никуда не подевались, что делает творчество Гоголя актуальным до сих пор.

Автор: Михаил Щепин

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *