Смысл трека «Fata Morgana» (Markul feat Oxxxymiron)

Если первая половина сентября две тысячи семнадцатого разом накрыла публику волной страха, открыв сезон клоуна Пеннивайза, то вторая половина девятого месяца дарит нам долгожданный фит Маркула и Оксимирона с не менее интересным сюжетом мрачноватого клипа. «FATA MORGANA» — не первая коллективная работа артистов, шесть лет назад музыканты записали совместный трек «В тихом омуте», однако сравнивать материалы даже не представляется необходимым. На этот раз исполнители подготовили нам бомбу в прямом и переносном значении, а на первый взгляд неподходящий под песню клип является полноценной короткометражкой, на самом деле сочетающей и аккумулирующей в себе и смысл трека, и вложенный туда сюжет. Поскольку видео и аудио дорожки переплелись в монолит, мы анализируем все вместе.

Что происходит в клипе?

С первых секунд видеоклипа перед нами открывается мир постапокалипсиса и угрюмая атмосфера безумия. Все настолько кажется пессимистичным и бесперспективным, что в такую обстановку отлично бы вписался портрет Большого Брата, следящего за тобой. Впрочем, жанр антиутопии будет упомянут как раз кстати, ведь клип – самый настоящий блокбастер, пропитанный аллегориями, символами и посланиями.

Сюжет прост: герои собирают большую музыкальную бомбу, пользуясь своим талантом, и с нею хотят победить огромное чудовище, которое захватило город. Как мы понимаем, власть его породила бандитизм и анархию, сила тьмы восстала со дна, как предвещал еще Марк в «Горгороде». Даже облик монстра в финальном кадре отсылает нас к альбому 2015 года: «Мрак, водолаз да спрут». Перед нами вариация на тему того, как выглядит мэр, вынужденный столкнуться с новыми оппозиционерами, только вот они увереннее и сильнее прежних. Теперь-то они точно стали чем-то большим, чем они сами, и готовы бросить вызов системе.

Образ черепахи

Первый же образ в клипе – черепаха с динамиком, уже уничтожившая бандита. Рана у него на голове, что свидетельствует о том, что у него лопнули ушные перепонки, и удар был нанесен посредством звуковой волны. Животное с хитиновым покровом  — неотъемлемый элемент истории, разворачивающейся в картине. Это прообраз музыкальной бомбы, и в таком необычном выборе носителя скрывается посыл слушателям — музыка не должна делаться быстро. Сопоставляем такую метафору с творчеством Оксимирона, и все становится на свои места: артист действительно не торопится с новинками, зато создает их максимально качественными. Как говорится, редко, но метко. «Это рэп, а не череда инфоповодов» — читает Мирон в качестве еще одной подсказки на то, что творческий процесс требует усилий и времени. Опять-таки само искусство нуждается во вдохновении, погружении и самоотдаче художника, а не в его имидже или контракте. Именно так и работает Мирон.

Аутодафе стиральной машины

Сюжет клипа разворачивается подобно настоящему боевику: главные персонажи картины – Маркул в роли полицейского и его банда — собирают бомбу по частям, доставая нужные детали из техники, а батарейки — из рыб. Куча бытового хлама и ее последующее сожжение – метафора, означающая протест против мещанских условностей и зацикленности на материальных аспектах существования. Ради всех этих побрякушек люди хоронят свои мечты, работают целыми жизнями и вешают на себя ярмо кредитов. А стоит ли? Эти вопросы и поднимаются в песне. Может, хватит и горизонта, а все остальное навязано нам извне?

Образ рыбы

Следующий образ из мира фауны и флоры – рыбы. Они подвешены на крыше дома в пакетах, где предусмотрительно прорезаны дыры. В них герои находят батарейки для своего предприятия. Есть несколько версий, почему же авторы идеи использовали этот образ.

  1. Возможно, это именно те навязыватели мнений, которые немы, если речь идет о действительно важной информации. Власть постоянно держит их в подвешенном состоянии, да еще и периодически выпускает воду, так что другого выхода, кроме молчания, у них нет. Продажные СМИ, сладкоголосые рэперы, блогеры ни о чем – все это неотъемлемые элементы режима, против которого выступает честная музыка. Как исполнители, Маркул и Оксимирон не боятся задевать и критиковать таких пропагандистов псевдоправды и недоправды, возможно, в этом вдохновении от борьбы и кроется заряд энергии, воплощенный в клипе в виде батареек. Деконструируя образ врага (разрезая рыбу), музыканты находят силы для финального поединка с глобальным злом несправедливой и алчной машины (чудовищем, которое захватило город). Такое политическое значение подтверждается недавно взятым курсом Оксимирона – возвращение на родину, возвращение к истокам, и, как следствие, повышенное внимание к политической ситуации в стране. Уже в Горгороде отчетливо прозвучали оппозиционные мотивы, и в новых подгонах они обретают еще более явное истолкование.
  2. В индуизме символ рыбы означает свободу от бремени мирских желаний. Возможно, в отвлеченных мифологических образах авторы идеи хотели воплотить аскетизм и отрешенность от суеты, которые помогают им возвыситься над властью наживы и противостоять ей.
  3. Во многих культах рыба символизирует удачу, изобилие и сексуальность. Эти составляющие лежат в основе творчества большинства современных рэперов. На них, как на трех слонах, зиждется идеология эпохи потребления. Возможно, авторы идеи в рыбах подразумевали подвешенных за жабры коллег, которые зависят от трендов и брендов и не вырываются из узкой полиэтиленовой парадигмы мышления. Герои, напротив, вспарывают ее, как и животы беспомощных рыб, доставая из этого процесса заряд энергии для борьбы со злом.

Куплет Маркула

Как и положено, в антиутопическом жанре герои настроены против всепоглощающей системы. Их протест Маркул выражает маргинальным, даже подростковым выпадом в сторону общепринятых ценностей, сравнивая жизнь со злобным преподом.

Условный метод – это понятие из программирования. Допустим, что человек — это программа. В программе есть метод, который принимает решение «пить или не пить», а это определяет другие свойства/функции/методы/обстоятельства. Так вот, сегодняшний день у Маркула пройдет по сценарию «пить», и прогул удастся на славу.

Пустые концепты бытия (будь то красный диплом и собачка-тачка-дачка), столь значимые для большинства людей, они, не задумываясь, променяют на свободу творчества. Однако на пути к цели их взор сбивает с толку фата-моргана, к которой обращается Маркул: «Ты восхитительна, знают все, море в твоих тонах – злая сеть, ты закружила нас в карусель». Суть миража в том, что он искажает пространство, дезориентируя человека. Скажем, видя море под влиянием фата-морганы, путник может утонуть. Поэтому море и становится злой сетью в ее тонах так же, как и слава в бесчисленных искажениях заманивает и уничтожает личность творца, ибо деньги создают довольно притягательные галлюцинации. Однако мало того, что они быстро проходят, и человек вновь оказывается в пустыне одиночества, он еще и разочаровывается во всех своих прежних стремлениях, понимая цену миража. Однако жажда нового заблуждения (прозрение невыносимо) порождает замкнутый круг – карусель.

Припев

И вот уже слышится прокачивающий припев о деньгах, приносящих в нашу жизнь беды и несчастья. Казалось бы, наличные правят всем и дают возможность жить так, как тебе хочется, однако это всего лишь иллюзия, (фата-моргана). Деньги – это приходящее и уходящее, после них нет ничего, кроме разочарования в продажности и лицемерии мира. Богатство может соблазнить художника и испортить, и вскоре слава все равно исчезнет вместе с деньгами, поэтому держаться за то, что не останется с тобой навсегда – не только неразумно, но и даже абсурдно. Коль скоро слава легкомысленна, как и люди, не стоит делать ее самоцелью, иначе искусство уступит место бесчисленным миражам.

МТС: быть или не быть?

Да, мысль исполнителей интересна и глубока, однако вот парадокс! Текст нового трека про несчастье от денег, а в клипе ненавязчиво мелькает реклама МТС. Насколько неуместен пиар мобильного оператора в песне о величии искусства как такового? Кому-то кажется слишком противоречивым продвижение сети сотовой связи в контексте замысла музыкантов, ведь главная мысль артистов перестает быть убедительной. Однако проницательные слушатели, возможно, догадались, что Маркул и Оксимирон грамотно интегрировали рекламу. Внимание нужно обратить на жанр видеоклипа – это антиутопия, и мобильный оператор здесь как знак тотального контроля технологий над людьми (после принятия пакета Яровой это уже перестает быть прогнозом на будущее). Дискуссия на эту тему ведется до сих пор, но, на наш взгляд, пропаганда МТС вписывается в общую картину как нельзя кстати. Это своеобразная отсылка к невымышленному миру, которым управляют деньги, связи и машины, и так необходимо взять над этим хаосом верх посредством искусства.

Парт Оксимирона на разделочной доске

Следующие кадры клипа точно не для слабонервных. Препарирование Мирона Федорова уже было упомянуто в его же строках в совместной с Ригосом песне «Дежавю», а теперь мы наблюдаем сие явление своими глазами. В процессе зрители понимают, что он и есть главный элемент бомбы. На анатомическом столе Оксимирон исполняет гостевой куплет с абсолютно стеклянными, словно мертвыми глазами, и в его строчках мы раскрываем страницу за страницей его биографию. Все любопытствовали, почему рэпер исчезал на целый год, но теперь уже очевидно, что занимался он творчеством, ведь подгоны выходят каждую неделю. Многие пишут, что это проигрыш на баттле дал исполнителю такую мощную мотивацию, однако очевидно, что эти треки делались далеко не неделю, и даже не месяц. Триумфальное возвращение к истокам было спланировано и тщательно подготовлено еще до баттла, и теперь это не оправдание поражения, и даже не пиар-акция Олимпийского, а новый вектор в развитии Окси. Тут и долгожданные эксперименты с рэпкором, треки в духе 2012 и отчаянная лирика человека, заблудившегося под влиянием фата-морганы.

Я, попадая в тупики, всякий раз выдумывал дверцу – пока умники – сотни версий, куда я делся

Мирон не только вспоминает тусовки в Англии и надежды на создание хитов, но и бесстрастно заявляет о нежелании мериться с лейблом «Black Star». С разницей в два дня Тимати и Оксимирон собирают «Олимпийский», и тут рэпер имеет в виду, что для него главное не количество проданных билетов, а преданность его фанатов, поэтому соперничать он не собирается. Однако шпильки вроде «Строчить из-под палки роботом с тем, чтоб мне

Почить и не кануть в омуте бешеных дней» брошены именно в адрес продуктивных и зацикленных на прибыли коллег. Их подход к творчеству он не осуждает, так как не считает его подходом к творчеству: это бизнес-стратегия. Вот поэтому он логически не может быть соперником тому или иному дельцу.

Что такое Фата-Моргана?

У этого слова есть и другие значения. По преданию, это фея, обманывающая путешественников призрачными видениями. Она часто являлась к поэтам и сводила их с ума в романтических произведениях прошлых веков. Возможно, исполнители тоже чувствуют себя ее жертвами. «Но фейм – Фата-Моргана». Fame – слава, а слава – это мираж. Стремясь к ней, люди забывают о том, что за популярностью ничего не стоит, и это лишь временная ступень. Успех на самом деле так же разнообразно искажен, и Оксимирон в своем куплете говорит о том, что тоже пытается побороть в себе такую порочность. Трудно не поддаться такому соблазну, и музыканты признают это. Раньше Оксимирон признавал своей миссией культурное сопротивление миру и говорил, что это – единственное, ради чего стоит существовать, и на сегодняшний день он остается верным своим принципам и старается ставить творчество превыше денег, а духовное превыше материального. Получается ли? Не всегда, но в песне приятно слышать искреннюю исповедь тысячеликого  героя, который в своих поражениях даже ближе нам, чем в триумфах.

Я лишь пытаюсь не рехнуться и в небесный Иерусалим найти обратно пути!

Попытка придать происходящему религиозный смысл

Возможно, идея, стоящая в клипе, гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. В дальнейших действиях героев можно разглядеть даже религиозный подтекст. Сцена обмена черепашки с динамиком на бензин – неприятная сделка плохишей и хороших ребят ради достижения благой цели. Свита Маркула продает черепаху с бомбой, чтобы доехать до главного чудовища – механического страйдера, и уничтожить его, погибнув вместе с ним. Все это напоминает заманчивое предложение Сатаны — дать Христу абсолютную власть над миром, с помощью которой он может спасти свет. Иисус отказался от сделки с дьяволом, преодолев искушение, ведь в таком случае он потерял бы себя и исказил бы суть своей миссии. Припоминая нечистую силу в классике литературы, можем догадаться, что заключать пари с демоном – не лучшая идея, ведь тот так и жаждет обмана. Команда Маркула достала бензин, и отчасти это настораживает, ведь клип оставляет нам открытый финал. Аудитория может слабо надеяться на хэппи-энд после совершения обмена, но сильно тревожит готовность главных героев пожертвовать своими жизнями ради победы над монстром, словно это намек на то, что вполне возможно, так все и сложится. Но стоит ли удивляться после недавних куплетов Оксимирона в «Биполярочке»?

Мы те, кто зевакам всё здесь приносит в жертву

Образ чудовища

Итак, артисты, или уже вернее будет сказать о них – настоящие герои, жаждут победить гигантское чудище, нависшим над городом. Этот механический страйдер символизирует Бога денег и пафоса, Молоха, поработившего весь условный Готем, который в кадре высится башнями многоэтажек. Если мы вдумаемся в текст, то становится заметной параллель борьбы исполнителей с порочной системой в целом. Обратившись к концептуальному альбому Оксимирона, смело можем сделать еще и отсылку на спрута, раскинувшего свои щупальца. Если в «Горгороде» монстр – это коррумпированная власть, то в задумке трека Маркула он является олицетворением соблазна денег, успеха и славы.

Смысл финала

Случалось видеть, как люди интерпретируют последнюю фразу Маркула, как дань должного деньгам, мыл, с ними любой день лучше целого века. Однако это идет вразрез с идеей песни и концепцией клипа. Вероятнее всего, в этой фразе раскрывается эффект фата-морганы – очередная иллюзия. Тебе кажется, что за день ты перегоняешь столетие, но единственное, в чем ты в итоге преуспел, это старость. После того, как ты стал центром внимания, появилось понимание денег и сущности людей, которые готовы за них на все. Разочарование старит душу, цинизм становится основой мировоззрения, и все порывы бедной несведущей юности уступают место старческой меланхолии.

Жанр антиутопии в клипе – излюбленная форма Маркула в творчестве, поэтому с Оксимироном, создавшим «Горгород», у них действительно получилась настоящая заряженная бомба. Отдельный приятный момент, что трек не только полон отсылок и загадок, но и правда «качает», поэтому за развитие массовой аудитории можно быть абсолютно спокойными. Искусство должно одержать победу над материальными ценностями, и у исполнителей, бесспорно, получилось реализовать важнейший замысел в современном формате.

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector