Смысл песни ЛСП «Тело»

Трек ЛСП «Тело» уже рассматривался ранее, но исключительно в свете выхода нового альбома Tragic city (2016). Некоторые события, произошедшие в последние месяцы, привели к рождению нового смысла. Смысла, который связан с душевными переживаниями авторов. Не секрет, что песня – «о себе». В основу положены факты из жизни, как Олега, так и Ромы. И это очень важные моменты: от них я буду отталкиваться во время всего разбора. Это — основа идейного содержания. Конечно, смерть Англичанина, наступившая в июле (сама песня вышла в июне) вследствие то ли от передозировки наркотиками, то ли от алкогольной зависимости, имеет огромное значение; ведь текст в связи с этим приобрел несколько пророческий смысл. Но об этом в следующей главе.

Первый куплет

С первых строк нам дают ясно понять — песня о серьезном. Герой мечтает «прийти уже всё-таки к Богу, не стесняясь дырки в носке». Есть несколько вариантов трактовки:

  • ожидаемая смерть без стыда за свои грехи;
  • возможность прийти к вере в Бога, без стыда за совершенные поступки.

Но свет первого куплета разрывается припевом. Герой при всех своих желаниях остаётся всего лишь «телом, что тупо болит». Важно понять, что телом именуют не живого человека, а труп. Что не несёт в себе жизни — всего лишь тело. Это не просто осознание своего положения, но еще и некое предчувствие будущего, которое озвучивается в строках:

Вроде бы все и в порядке/ но на похоронах бабки я понял одно

Герой явственно ощущает, кем стал и что с ним произойдет в будущем. И, конечно, его это пугает. Он не может поверить, во что превратился: «Но, бл*дь, не верится в это». И здесь перед нами открывается вся боль, которую скрывает в себе то самое «тело». Здесь мечты «развеяться пеплом по ветру» или «стать лучиком света» сталкиваются с грубой реальностью. Если сравнивать с первым куплетом, заметен явный диссонанс между мечтами и настоящей жизнью. Он подчеркивается тем, что в этом куплете фигурирует ясный день, светит солнце, облака выстраиваются в ряды, а дальше нас ждут только дождь и перебои с сетью, то есть вторая половина жизни, где пришло прозрение. Если здесь мы прощаемся с мечтателем, молодым и романтичным человеком, то дальше нас ожидает разочарованный, больной и печальный его двойник, которого породили время и осознание тщетности иллюзий.

Второй куплет

Во втором куплете удается установить причинно-следственные связи и увидеть явные отсылки к биографии ребят. Причиной настолько сильной душевной депрессии является тот образ жизни, который ведут оба брата: «Щас мы с братом ходим по лезвию на поводу наших тел». Здесь речь идет о некой зависимости, которая проявляется не только в душевных, но и физических страданиях.

Это также доказывает аналогия с дождем, из-за которого произошли перебои с сетью: «а дождь отсекает от утра/ ты ждешь, и лагает *бучий стрим». Дождь здесь – символ тоски и грусти, а проблемы с сетью – проблемы со здоровьем. То есть корни алкогольной и наркотической зависимостей распустились на глубине личностного кризиса, который вынуждает вести именно такую жизнь. Слабость и подверженность влиянию пагубных привычек наталкивает на мысль о слабости героя, что находит подтверждение в тексте трека, где развлечения куплены на «мамины бабки». Тут мы наблюдаем не только инфантилизм, но еще и детское неприятие этого мира. Человек в таком случае предпочитает быть в плену иллюзий, спасающих его от боли и холода дождливой ночи за стеклом. Лучше искать или терять себя в виртуальном пространстве, чем стать частью реальности, которая, по его мнению, не способна принести ему счастья. Поэтому жизнь, полная запрещенных веществ и сногсшибательных трипов, сравнивается с бессмысленным поиском укрытия в сети. Зависимость — это такая же иллюзорная сеть, как интернет, дающий калейдоскоп абстракций взамен времени: «Жить с этим так муторно. Словно ночь интернетить в компьютерном клубе». Муторное однообразие пережидания дождливой ночи он разбавляет еще одной игрой: «ради них читаешь книжки, ради них кладешь закладки». Процесс интеллектуального развития во время чтения книги ставится в один ряд с передачей наркотических веществ. Мы совершенствуем свой разум ради тела, чтобы потом уничтожить и то, и другое. Ведь знания бессильны перед глупостью и абсурдом бытия.

И самое важное: «Что разлагаются изнутри». Наркотики. То, что погубило Рому, о чем говорил Олег ещё до смерти брата. Наркотики, которые уничтожают изнутри каждого из них. Также в клипе есть на это прямая отсылка: Олег попадает в аварию; отползая от дымящего мотоцикла, он видит перед собой оленя. Тот, в свою очередь, является символом чистоты и восхода, а его рога символизируют по некоторым источником древо жизни. Это – прямой намек на то, что одному из братьев повезло: он остался жив лишь по счастливой случайности,  в то время как другой гибнет от смертельной зависимости. Песня была представлена поклонникам за месяц до смерти Ромы и тогда, конечно, не имела того смысла, который мы видим сейчас. И, конечно, клип – дань памяти тому, кто заранее знал свой исход.

Клип

Здесь мы видим яркие моменты жизни Англичанина, которые идут параллельно сценам, где Олег исполняет трек. Вот Рома с друзьями танцует под дождем, вот они пробираются в спортзал школы через окно, вот жгут фальшфейеры посреди улицы, а в следующей сцене они поджигают скейт и с улыбками на радостных лицах бегут по улице. Этот жизнеутверждающий видеоряд, где молодые люди весело проводят время, омрачает  одно: все это – прощание. За сценой веселья следует сцена, где друзья со слезами на глазах провожают Рому: отвернувшись, он уходит, а они последний раз прикасаются к нему, чтобы отпустить навсегда. Или Олег, исполняющий песню, уничтожает безжизненные манекены, которые напоминают бессмысленные тела, от которых пора избавиться. В начале клипа он пытается «разговаривать» с одним из них и даже обнимает, но вскоре осознает, что  они – всего лишь бездушная толпа, не способная чем-либо ему помочь. Он одинок, и выражает свою утрату в символическом поиске друга, брата, родственной души. Но все они – безжизненные куклы для него, во всех он видит лишь тело, а тот, кто был братом, ушел навсегда. И он, уподобляясь времени, крушит несчастные оболочки, что не имеют для него иной, внутренней ценности, чтобы хоть как-то выплеснуть осознания отчужденности, застигнувшее его после смерти друга. Выходит, мы будто погружаемся в воспоминания Олега о брате, но при этом чувствуем его собственную боль от потери родного человека, от безысходности и понимания того, что никто не может ему помочь. Люди – словно манекены, которые не способны на какие-либо чувства. Но, возможно, осознание безысходности происходит еще и оттого, что помочь себе можешь только ты сам. Особенно это касается избавления от зависимости и боли утраты.

Таким образом, клип идеально отражает пророческое содержание трека. Боль от собственной беспомощности, одиночество, потеря брата, да и себя самого в этом мире, где, кроме себя, помощи ждать не от кого. И, конечно, самое важное – попытка увековечить дорого тебе человека, показать и поделиться, каким он был для друзей и близких. Таким, каким его запомнят многие: с улыбкой на лице, пусть даже с глазами, полными боли.

Автор: Татьяна Бетер

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *