Смысл нового трека Оксимирона «Биполярочка»

Биполярное расстройство личности (маниакально-депрессивный психоз) – психическое расстройство, характеризующееся частой сменой настроения, перепадами энергии. Один из основных признаков заболевания, помимо проблем с социальной адаптацией, потерей чувства времени и повышенной склонностью к суициду – попеременное сочетание фаз «мании» и «депрессии». К симптомам мании относятся эйфория, повышенная работоспособность, бессонница, речевой напор и чрезмерное ощущение собственной значимости. Депрессия  выражается в унынии, потере интереса к окружающим, пессимистическом взгляде на будущее и навязчивых мыслях.

Каким образом выдержка из описания психического заболевания имеет отношение к рэпу? Непосредственное, ибо это описание диагноза студента Оксфордского университета Мирона Фёдорова  – будущего исполнителя МС Оксимирона.

Первая часть: Дружок, а что взамен-то?

Я свой диагноз знал заранее — спонтанное самовозгорание.
Врач сказал: «Маниакальная депрессия!

В песне «Спонтанное самовозгорание» из альбома «Вечный жид» 2008 года Окси уже обращался к теме своей болезни, которая, однако, никогда не мешала ему выступать и «поднимать рэп с колен»: многочисленные треки, рэп-баттлы, новые альбомы, выступления. В череде новых событий и хэдлайнов память слушателей рэпера о его психическом отклонении стёрлась из памяти, так что трек «Биполярочка», опубликованный 14 сентября, для многих фанатов стал откровением…

Мы просим тщетно: дай нам всем тут не просто ночлег (не сонное прозябание в рутине, а нечто большее, одухотворенное, бытие со смыслом, ред.)
И что кочевник, так ждет, мигнет огонек харчевни
Мы те, кто зевакам всё здесь приносит в жертву

Начинаешь слушать – и в голове проносится мысль о том, что голос исполнителя вроде похож на Окси, но звучит по-иному: здесь уже нет той энергии и заряда, который мы привыкли слышать во всех треках вне зависимости от «начинки». Подавленный голос больного, будто бы после дозы сильных наркотических веществ. Очевидно, это и есть пресловутая «депрессивная фаза». «Озноб и джетлаг» – потеря временного ощущения, как при смене часовых поясов. Мысль о «надгробии», на котором уже начертан год смерти. Жалобы на трудную жизнь «покорителя» русского рэпа, который, будто герой «Властелина колец», бросает в жерло вулкана «кольцо всевластия».

«А что взамен?», — спрашивает себя Мирон. Для чего это нужно? Какую отдачу получает наш герой за то, что «всё приносит в жертву»?  Оксимирон никогда не стремился к славе в примитивном понимании этого слова, всегда осуждая тех (вроде того же ST), кто участвует в баттлах, чтобы прорекламировать свои альбомы и увеличить посещаемость концертов («Но я ведь стараюсь переплюнуть не оппонента,  а собственные достижения из прошлого баттла»); оттого и оказывается обидным – в ходе самоанализа – и собственное стремление заработать деньги, вырваться из низов, и выступление на шоу «Вечерний Ургант» на первом канале (разве не для пиара?).

Вторая часть: Самокопание несчастного клоуна

Окс, под чем ты?
У тебя же все, о чем только мог и мечтать, рэп-игрок подземный,
Ты возрос из черни, вместо того, чтобы спокойно радоваться взлётам —
Вновь плачевный тексток.

Во второй части трека ритм ускоряется. Окси переходит из «медленного флоу» в быстрое прочтение и оценку своей персоны со стороны слушателя. «Что бы сказал фанат из провинции, услышав всё это?» — как будто спрашивает себя Мирон. К чему эти жалобы? Да у него же всё есть, он добился самых высот русского рэпа: денег, богатства, славы; его треки заучивают наизусть, баттлы с его участием набирают рекордные просмотры. Можно расслабиться и получать удовольствие, а тут – «плачевный тексток». Да понимает ли он, что так, как живет его окружение – питерское ли,  московское – мечта всех жителей регионов? Нищие города и деревни, буквальное выживание на нищенские зарплаты и пенсии. Пьянство и наркомания. Псевдосоциальное государство. «У нас алкоголь дешевле, чем учебник». Да если Окси продолжает своё нытьё после этого, то он не «король русского рэпа», а просто «обсос как Чендлер» — неуверенный и слабохарактерный персонаж из американского сериала «Друзья», скрывающий свою ничтожную натуру за саркастическим юморком.

Третья часть: «Я ждал год, чтобы отдать трон»

Тут Оксимирон вновь «берет слово» и опровергает свои же слова. «Да, окей, они, возможно, правы, но не торопитесь», — «рановато сделали выводы пацаны». Помимо счастливой жизни, переполненной яркими эмоциями, успешными выступлениями, есть и негатив: проблемы с объективной самооценкой, потеря изначального настроя на фоне смерти друзей и подруги – в реанимации. Вот он, твит в аккаунте от 9 сентября:

Я не исчез, ребзя. Просто с близким человеком приключилась большая беда, по сравнению с которой все прочее такая ерунда. Но я тут.

Нервы. Постоянная перемена настроения. Боязнь совершить ошибку и потерять веру поклонников, когда «каждый шаг твой под микроскопом». Вспомним вновь строки баттла с ST – это вполне уместно, поскольку, как я уже отмечал в анализе «Города под подошвой», Оксимирон использует баттлы исключительно для выражения своих мыслей и идей, попутно проговаривая страхи и сомнения:

А мне хоть раз просчитаться, не дожать, оступиться стоит, чтоб меня, распяв, бросили на плащаницу: людям в радость, коль ты, как они, бессилен и слаб; извините меня за пафос, тут всё именно так.

Но поражение от Славы КПСС  и «отданный трон» – теперь мы понимаем это и со слов самого Мирона – дал некое облегчение, снял груз ответственности, в первую очередь, перед самим собой. В конце концов, каждый устает «всех е*ать в рот».

Здесь же Окси делает отсылку к своему прошлому – дальним берегам Туманного Альбиона, «дрейфующему острову», где было уже нечего терять, ибо найти работу в Англии по специальности филолога – даже выпускника Оксфорда – было невозможно. Отсюда – расслабленность, простота, лёгкость: «Ловишь из воздуха, быкуешь на взрослых». И тут же возврат в сегодняшний день: давление со стороны толпы, внутреннее желание всё бросить, откровенно завышенное чувство ответственности («до сих пор МС, Big Boss», CEO – начальник, главный исполнительный директор).

Оксфордский выпускник, всем до пизды
Ты над пропастью во ржи, над пропастью поржи.

Оксимирон ощущает себя этаким Холденом Килфилдом, героем романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Размышляя о своем будущем и выборе профессии, подросток признаётся, что хотел бы ловить маленьких детей, играющих вечером во ржи на краю огромной пропасти, чтобы они не сорвались вниз. Однако на протяжении всего романа над пропастью зависает сам Холден, ведь находится в неравном противостоянии с окружающим миром и его лицемерными ценностями. Так и Окси – как «вечный подросток», единственный «взрослый» среди «мелких» МС – превозносит свою неповторимость и исключительность и вместе с тем признается в том, что так и не нашёл себе иного применения в жизни. Сразу же вспоминаются строки трека «Башня из слоновой кости»:

Ведь закрутили в узелок сильные мира сего.
До того, что стресс, кипиш, бег, квиддич.
Раньше я думал, что в тридцать лет — финиш.
Но я здесь, видишь?

Четвертая часть: «Моя биполярочка»

Концовка песни  вновь свидетельствует о нервозности Оксимирона, которая перерождается в некую «манию преследования»: «МС дружат против, кружат-бродят. Уже хороводы вокруг моей туши водят», — как будто каждый рэпер так и ждет его «заката». Это внутреннее ощущение; сказать, насколько это оправданно, со стороны невозможно. Любопытно, что Мирон продолжает мысль о том, что он такой же живой человек и тоже чувствует боль, как и все, через оксюморон  — «живой труп».

В последнем куплете исполнитель заключает, что ему – в глобальном смысле — «начхать на всех», вновь акцентирует внимание на том, что «был школяр в очках», а стал классным рэпером. Снова переход в фазу мании?

——

Если оценить весь трек в целом и спросить себя: «Как он повлияет на дальнейшее творчество?», —  то после недолгих раздумий приходит ответ: «По сути – никак». «Биполярочка» навряд ли прозвучит на концерте: невозможно намеренно ввести себя в подобное депрессивное состояние. Даже при реальном диагнозе.

Оxxymiron высказался о наболевшем. «Попсиховал». Успокоился. И продолжил писать треки и готовиться к первому международному, русско-американскому, рэп-баттлу с MC Dizaster.

Автор: Роман Дорофеев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

1 комментарий

  1. Алина:

    Не угадали вы. Биполярочка была на концерте. Но в целом спасибо за статью конечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *