Сатирическая и нравоучительная журналистика Аддисона и Стила

Новаторство публицистики Аддисона и Стила

18 век в западно-европейских странах знаменовался окончательным падением феодализма и формированием буржуазного общества. В эпоху Просвещения верили, что человечество встает на новый путь. Путь, где господствуют разум, справедливость и добро. Такими представителями сатирически-нравоучительного подхода были Джозеф Аддисон и Ричард Стил. Они создали несколько крупнейших английских журналов — «Болтун», «Зритель» и «Опекун». В них они обличали проблемы общества, создавая определенные маски – авторские «я», позволяющие им блестяще вести полемику о важнейших общественных вопросах. Работа эссеистов в данных изданиях дала почву пересмотру представлений о публичной роли публицистики.

История создания и особенности журнала «Болтун»

В 1709 году Ричард Стил под вымышленным именем главного редактора стал издавать журнал «Болтун» («The Tatler»). В подзаголовок он поместил «Болтун Исаака Бикерстафа». Данное имя Стил заимствовал у Джонатана Свифта, ранее написавшего серию памфлетов.

Журнал «Болтун» выходил в свет 3 раза в неделю. Его структура базировалась на одном эссе, явившимся стержнем номера. Эссе освещало различные сферы жизни горожан под призмой видения какой-то конкретной маски.

Название журнала было выбрано неслучайно. Дело в том, что, как признался сам Стил, он начал выпускать его ради развлечения женского пола.

«Болтун» положил начало европейской нравоучительной журналистики. Основное авторское «Я» Ричарда Стила — Бикерстаф – философ, к нему обращаются за решением трудных вопросов. Благодаря хорошо прописанному характеру, он превращается в «личность» со своими индивидуальными чертами.  Удачно найденный образ за малое количество времени завоевал публику.

Через год, в 1710 году, к проекту присоединился друг Ричарда Стила, Джозеф Аддисон. Вначале он просто пересылал свои очерки, а по приезде на родину, стал полноценным соавтором «Болтуна», подняв журнал на новый уровень. Публикации Аддисона  возымели успех не только в Европе эпохи Просвещения, но и числятся превзойденным эталоном английской эссеистики до сих пор.

«Болтун» был выведен за границы жанра эссеистики и публицистики, когда в нем появились информационные жанры. Поскольку художественный мир в «Болтуне» создавался за счет использования различных образов, Стил ввел помощника Бикерстафу, образ Паколета, собиравший новости. Первое упоминание о нем было на прогулке в сквере Линкольн-ин.

Паколет был духом, который мог принять любой человеческий облик. Он был невидим и обладал свойством проникать в мысли людей, узнавая их прошлое, переносясь мгновенного с одного места на другое. Кроме того, он мог сделать невидимым даже Бикерстафа, если это было необходимо. Благодаря подобному стилю в «Болтуне» стали ощутимы элементы отстраненной прозы, которые сочетаются с фиксированными местами и действиями событий, что должно было свидетельствовать о якобы правдивых историях. Все это создавало журналу некий художественный эффект.
Одной из главных стилеобразующих черт журнала являлась ориентация на читателя. Желая добиться поставленной цели – поучения – они пробуждали у своих читателей сочувствие и симпатию к героям своих листков. Важным критерием было соблюдение правдоподобия в описании жизни людей, и, главное, объединение большинства мнений об изображаемых в журнале событиях.

Беспокоясь, что маска Исаака Бикерстафа потеряет интерес у читателей, они, в 1711 году, находясь на вершине популярности, закрывают издание.

История создания и особенности журнала «Зритель»

Журнал «Зритель» («The Spectator») выпускался в 1711-1712 годах и оказался самым удачным творением Аддисона и Стила. Он выходил 6 раз в неделю и стал первым в мире ежедневным журналом. Его тираж составлял 3000 экземпляров. В отличие от «Болтуна», в «Зрителе» был разработан целый ряд масок, участников  клуба, собиравшихся вместе, чтобы обсудить различные темы из совершенно разных областей – это могли быть разговоры о политике, литературе, философии и т.д. Также «Зритель», продолжая тему Болтуна, систематично публиковал материалы специально для женщин. В них затрагивались темы воспитания детей, танцов и моды.

Образы были совершенно различны. Это и торговцы, и военные, и священники. Так, у Аддисона и Стила появилась возможность от имени разных слоев горожан высказываться о волнующих вопросах общественной жизни.

Самый удачный образ в журнале — сэр Роджер де Коверли, благородный джентльмен, наблюдающим за окружающим миром. Сэр Роджер был сыном англиканской церкви, он около 20 лет не посещал театров, в политических убеждениях принадлежал к тори. Ему, провинциальному дворянину, было сложно приглушить свою привычку доброжелательности. Например, обращение к читателям он неизменно начинал с приветствий «доброе утро» и «спокойной ночи».

Сам характер «Зрителя» впитал в себя многие черты Аддисона, который был инициатором создания этого журнала. Это и склонность к созерцанию, и рассудительность, и хорошие знания классической литературы, используемые в качестве отсылок и обогащающие текст. И «Зритель», и Аддисон дорожат своей анонимностью сильнее, чем Исаак Бикерстаф.

В 1714 году жизнь развела Джозефа Аддисона и Ричарда Стила. После этого Аддисон решил возобновить выпуск журнала «Зритель», но теперь он стал выходить реже – два раза в неделю. Журнал просуществовал еще 80 номеров, но, он уже не пользовался подобным успехом, и его решили окончательно закрыть.

История создания и особенности журнала «Опекун»

Ричард Стил стал самостоятельно издавать журнал «Опекун» («The Guardian») и лишь с 67-ого номера Аддисон присоединился к своему напарнику, помогая завершить обрисовку новой галереи масок данного издания.

«Опекун» издавался в 1713 ежедневно, не считая воскресенья, и просуществовал чуть меньше года. Журнал также пользовался большим успехом. Он поддерживал позицию вигов, но силы оказались неравны, из-за чего он и был закрыт.

Структура журнала была классической для его издателей. В этот раз под маской главного редактора был Нестор Железнобокий. По сюжету, представленному зрителю, он опекал семейство леди Лизард. Он был человеком чести, справедливым и приятным в общении. И, оказавшись опекуном детей его товарища, Железнобокий повествует историю жизни данной семьи, чтобы предостеречь других.

Стил дал характеристику воображаемого издателя. Он имел определенную биографию, где Аддисон определил родственную связь с Исааком Бикерстафом и Зрителем.
Нестор имел слабость к разному виду проектам: строить госпитали, обеспечить годовой доход всем жителям Великобритании и т.п. Но главная идея, которой загорелся Железнобокий, это находка философского камня.

Кроме издателя журнала, были обрисованы и члены семейства Лизард с их укладом жизни. Это были и разговоры на чаепитии, и назидания отца семейства, и прочие воспитательные моменты. Такое описание быта составляло серию картин жизни Англии, что давало читателям быть ближе к журналу и узнавать в нем себя. Однако завершенность описания линий судеб персонажей в «Опекуне» уступала «Зрителю».

В середине октября 1713 года журнал «Опекун» прекратил свое существование и творческий союз Джозефа Аддисона и Ричарда Стила распался. Но их дело продолжили другие не менее талантливые и целеустремленные журналисты.

Автор: Мария Кузьмина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *