Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Впервые роман «Доктор Живаго» вышел в свет в 1988 году. Это произведение зачастую называют одним из сложнейших в творчестве Б. Пастернака. В этой статье мы разберем «поэтический сборник» главного героя.

Значение стихов в романе

Лирические произведения являются неким композиционным элементом. Они дают характеристику действительности от лица доктора и содержат в себе лейтмотивы романа. Многие сквозные образы, которые проходят через весь труд писателя, как нельзя лучше представлены именно в поэзии. Роль стихов в романе «Доктор Живаго» исключительна: они позволяют глубже понять главного героя, а за ним скрывается сам автор, то есть читатель проникает в самые недра души творца. После прочтения книги мы уже воспринимаем Пастернака, как старого знакомого.

«Весенняя распутица»

Многие стихотворения непосредственно связанны с сюжетом книги, одно из них «Весенняя распутница». Оно связанно с эпизодом возвращения Юрия домой из Юрятина. В нем показаны эмоции природы, которая после долгой разлуки встречает молодого человека, радуясь и в то же время, злясь на него за долгое отсутствие.

Герой тонко чувствует окружающий мир, его поэтический дар тесно связан с природой: он дан ему свыше, как и розе дан волнующий аромат. Никто не может постичь ответ на вопрос, кто создал мир таким богатым на противоречия, и не нам его менять, сводя к единообразию. Для Юрия, как и для других интеллигентов, естественно было отличаться от пролетариев, каждый по-своему хорош и полезен, поэтому нельзя строить политику страны на отторжении того или иного естества. Именно эту идею автор вдохнул в роман, показывая возвышенного человека, растоптанного и сломленного, как весенний первоцвет.

«Гамлет»

Однако, цикл стихов в романе «Доктор Живаго», открывает «Гамлет», написанный Борисом Леонидовичем в 1946 году. В нем автор находит своего духовного брата, и через него показывает свои опасения за новый век. В лирике неспроста появляется Иисус Христос. Юрий, как и сын Божий, предчувствует беды человечества, а также свою гибель. Он приходит на поле брани помогать, а не воевать, хочет помочь людям, а не партиям. И за искренний посыл он был сломлен и раздавлен.

Пастернак предвидел и свою смерть, ведь он изобразил трагическую судьбу русской интеллигенции, которая не приняла революцию, и знал, что правительство не простит ему этого. Так и произошло: писателя затравили в прессе, а гениальный роман оценили лишь за рубежом. Нобелевскую премию за него он так и не получил.

«Зимняя ночь»

Это было первое самостоятельное лирическое произведение, которое позже публиковалось под названием «Свеча».  Главной мыслью в нем является антитеза жизни и смерти, гармония в противостоянии. Холодный ветер, февральская стружа, символизируют смерть, а горящая свеча – жизнь.

Автор использует прием антитезы, показывая, как жизнь борется со смертью. Например, в строках «мело по всей земле» и « свеча горела» холод противопоставляется теплу, мертвое — живому, но в итоге ели горящий огонек не может затушить даже леденящий ветер.

«Март»

«Март» относится к пейзажной лирике Пастернака. Он выразительно описал весеннюю красу, пробуждающееся тепло и возрождение жизни. Писатель смог не только описать сельское житье, но и наполнить стих тайным смыслом. Он показал, что для деревенских людей радости заключаются в малом, в то время как москвичи отторгают дикость мартовской природы. Для горожан это слякоть и сырость, а для сельчан – долгожданное дело, начало трудов и забот, сулящих урожай.

Образ весны перекликается с образом крестьянки: у обеих дело кипит в руках. Для поэта время года ассоциируется с трудолюбивой скотницей, которая, наконец, дорвалась до уборки, и даже вилы ее «здоровьем пышут».

«Объяснение»

Некоторые стихотворения имеют автобиографический характер, помогая связать судьбу Бориса Леонидовича с участью Живаго, одно из таких «Объяснение». Оно было посвящено Ольге Ивинской, а в книге помогло передать характер взаимоотношений Юрия и Лары.

Произведение повествует о разлуке, тяга к которой для поэта сильнее всего, ведь он острее других чувствует, что роман подошел к концу. Страсть не могла закончиться по-другому. Хоть герои все еще не остыли друг к другу, но им пора прощаться. Их нынешнее положение автор называет «неустройством», а любимой женщине пророчит брак, как будто для нее так будет лучше, и вскоре она забудет его.

Такой же сильной страстью обернулись взаимоотношения доктора и его ассистентки. Также были они обречены на расставание, ведь Юрий не мог обеспечить защиту ей и ее ребенку в таком шатком положении. Он отпустил ее, зная, что так она будет в безопасности.

«Гефсиманский сад»

Он был написан в 1958 году и стал окончанием «Доктора Живаго». Как и в «Гамлете», в последнем стихотворении прослеживаются евангельские мотивы. Следует заметить, что эти два стиха похожи между собой. Пастернак возвращается к образу чаши.

В первом она олицетворяет жизненный путь и является символом рока. Во втором же автор ближе подходит к евангельскому толкованию. Чаша становится символом самопожертвования человека и мученичества. «Гефсиманский сад» представляет собой замыкающее звено всего романа.

Автор: Виктория Клипинина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector