Рецензия на онлайн-спектакль «Тео. Детство» (Франц Вертфоллен)

3 декабря прошёл первый онлайн-спектакль Франца Вертфоллена «Тео. Детство». Постановка относится к циклу «Тескатлипока и Огонь», главный герой цикла – испанский гранд 16-го века, сеньор Теофилио де Веласко.

О чем речь?

Франц Вертфоллен — писатель, поэт, основатель «Театра потрескавшихся душ», его проза и поэзия разделяются на пять вселенных, и если больше всего произведений на сегодняшний день посвящено вселенной Bagatelle (Безделушка), где действие происходит в начале XX-го века, то моноспектакль «Тео. Детство» относится к вселенной «Тескатлипока и Огонь» и позволяет отследить становление правителя.

О чем пьеса?

Действие происходит в Испании XVI века. Умирающая в родах мать называет сына Теофилио. Отец Теофилио — коннетабль Кастилии, региона в Испании. Тео воспитывается в замке в Бургосе под присмотром правой руки своего отца — Яго, что с первых дней растит мальчика тем самым «идеальным государем» Макиавелли: правителем мудрым и жестоким, достойным наследником земель, людей и титулов отца. Ни нянькам, ни слугам, ни охране не дозволяется иного обращения к ребенку, чем «сеньор де Веласко», и только сам Яго за глаза иногда называет Тео «эль алахадито» — маленький хозяин.

Да и Тео — не обычный ребенок, с самого раннеговозрастаон отличается недетской вдумчивостью и вниманием. «Маленький хозяин» видит людей насквозь.

С детства он обучается всему, что положено гранду — языкам, математике, военному делу, манерам, верховой езде. Интересны методы воспитания Яго: когда никто не вправе даже повысить голос на «сиятельнейшего сеньора», то как заставить семилетнего ребенка проявлять прилежание и старательность? Когда перед вами «Государь», то через разум и честь. У думающего Тео легко было вызвать понимание,  что лень, распущенность и халатность — признаки черни. Уподобляться черни — недопустимо. И нет наказания хуже, чем стыд от того, что ты глуп.

Тео не интересно со сверстниками. Он скорее изучает их, как современные зоологи — животных. Когда он видит из окна детей, гоняющих палкой обруч, ему вовсе не хочется присоединиться. В его мире у каждого действия должна быть цель, тыканье обруча палкой — бессмысленно, не занимает разума, а, следовательно — глупо и скучно.

Когда Тео исполняется восемь, мир рушится. Его отец собирается жениться во второй раз, в Бургосе и в Мадриде уверены, что новая жена сумеет «подписать» титулы и земли отца Тео своему сыну, сводному брату Теофилио — Хосе.

Всю жизнь вас готовят к четко определенному будущему. И будущее отбирают — с землями, титулом, честью и достатком. А вам восемь лет, и вы, к сожалению, слишком умны, чтоб не понимать своего положения, но слишком юны, чтоб заставить людей вас услышать.

Но спектакль не только о воспитании или интригах, не только о крайне необычных для восьмилетних детей решениях и решимости Тео. Вот юный гранд на крепостной башне, сердцем к морю с вспененной кровью: «О, море, сожри мое сердце! Мне тесно! Невероятно как тесно с ним». Вот повзрослевший тринадцатилетний Тео в синеватых рассветных сумерках у фонтана с девушкой в призрачной сорочке. Вот странная, легкая, прозрачная, неузнанная первая любовь. А вот Севилья — яркая, опьяняющая, апельсиновая Севилья с её цыганами, маврами, мозаиками, фонтанами и заокеанским золотом.

Впечатления от спектакля

«Воображение необходимо художнику», — сказал известный русский театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский. В онлайн-спектакле Франца Вертфоллена «Тео. Детство» каждому зрителю предоставляется возможность быть художником и дать свободу фантазии: постановка проходит в формате авторского рассказа о действиях, мыслях, жизни и чувствах героев.

«Тео. Детство» выдергивает тебя из промозглости декабря и погружает не только в водоворот красок, но в совсем иную картину мира, когда ты видишь людей и события глазами «Государя». Когда ты можешь отследить, как и из чего складывается Личность.

Так  — сочными, прекрасными мазками онлайн-спектакль «Тео. Детство» раскрывает чувства, порывы, мысли героев, открывает зрителям душу Тео и вместе с тем — уникальную вселенную Франца Вертфоллена.

Автор: Елизавета Гришанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector