Природа в лирике Лермонтова

(373 слова) С древних времен природу связывали с таинственными, божественными силами. Особое отношение к ней сложилось у творцов эпохи романтизма в литературе. Михаил Юрьевич продолжил лучшие традиции этого направления. Природа в поэзии Лермонтова является еще одним героем, который занимает важное место в системе образов.

Философия поэта заключается в том, что необходимо в полной мере ощутить гармонию с природой. Это выходит тогда, когда образы небесного (вечного) и земного (тленного) сливаются в единое целое. Но зачастую это невозможно. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» герой чувствует разлад не только с окружающей средой, но и с самим собой. Лермонтов использует антитезу умиротворённого состояния природы и душевной дисгармонии лирического «я». Холодный разум находит причину боли: человек устал от жизни. Он утратил способность восхищаться красотой, а значит, у него не получится обрести гармонию.

Похожая проблема оказывается у главного героя поэмы «Мцыри». Он сбегает из монастыря, преследуя одну мечту: снова стать частью своего родного края, где царит свобода. С предыдущим образом его роднит невозможность обретения своего счастья. Причина трагедии кроется во влиянии монастыря на физическое состояние Мцыри: он становится слабым, «как тростник». Природа же имеет первозданную и неподдельную мощь. Юноша чувствует сильную связь с растительным и животным мирами. Лермонтов одухотворяет пейзаж, а героя наделяет способностью понимать его язык. Здесь звучит мотив родства. Деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой», и молния с грозой близки ему по духу, потому что они свободны. Мцыри видит в барсе своего друга, и сам себя отождествляет с ним.

Прожив много лет в «духовной темнице», Мцыри не способен обрести природные силы в полной мере. Пусть герой и выиграл битву с барсом, но духовное в нем сильно преобладает над телесным, поэтому он физически не вынослив, то есть естественный мир, полный борьбы, для него закрыт.

Другая картина наблюдается в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Здесь природа величественная и возвышенная. Лирический герой созерцает прелести, данные Богом. «Я» поэта чутко обращает внимание на «малиновую сливу», «ветерок» и «листок»… Он находится в диалоге с красотами окружающего мира. Природа-мать – подарок судьбы. Лермонтов любовно описывал прелести пейзажей. Он знал, как важно ценить окружающий мир, и он понимал, что для душевного баланса необходимо общаться с ним.

Таким образом, роль природы в лирике Лермонтова очень важна, так как в романтизме (направлении, избранном поэтом) пейзажи меняются синхронно с настроениями и эмоциональными состояниями рассказчика.

Автор: Надежда Волкова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *