Повесть «Очарованный странник»: анализ

«Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» Николай Лесков «Очарованный странник»

В последнее время мы все чаще забываем когда-то известные имена писателей и их нашумевшие  произведения. Кто такой Николай Лесков? Это имя действительно что-то значит только для тех современных тинэйджеров, которые увлекаются литературой. Для других же Лесков — поэт, ученый, философ… Тогда о его произведении «Очарованный странник» вообще спрашивать не стоит. Догадки о сюжете произведения могут быть разнообразными: «Очарованный странник» — повесть о страннике, которого очаровала колдунья или же о страннике, который был чем – либо очарован. Именно для людей, которые понятия не имеют, кто такой Лесов и о чем его произведение, а также для тех, кого возмущает подобная ситуация, мы решили вновь познакомить вас с этим душевным произведением великого писателя.

Главная тема в «Очарованном страннике» Лескова

Но, сейчас  немного не об этом. Поговорим о творчестве Лескова. В своих произведениях автор обращается к русской душе, а так же духовному началу. И особенно ярко эта тематика раскрывается в «Очарованном страннике». Читатели видят простого русского мужика, но чем-то он отличается от других. Чуть позже читатели узнают его душу, которая всю жизнь пытается найти себе и своему хозяину место. В этой книге нет никаких возвышенных чувств и дум, в ней не будет высоких духовных порывов, лишь одни реалии мира русского крестьянина будут встречаться ему на пути.

О чем повесть «Очарованный странник»?

Повествование ведется от лица главного героя, который рассказывает историю своей нелегкой жизни. Он не пытается притвориться и приукрасить свою историю, а говорит правду так, как жил и чувствовал. В  небольших фрагментах из его жизни понемногу раскрывается душа. Герой неспешно идёт по своему нелегкому пути, который заводит его иногда в непролазные и густые заросли, а позже выводит на светлую тропу.

Это не просто история одного русского путника, это история о поиске мечты и успокоения в своем душевном храме. И не перестает удивлять то, что его душа всегда находит свет, сколько бы она не металась во мраке. Правда, добраться до него и пройти через непреодолимые препятствия очень сложно, но герой не сдается.

— Пустяки, — говорит, — ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится.

Идея в повести: в чем смысл книги «Очарованный странник»?

Перед нами отрывается русская душа простого мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир каждого из нас — это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит  простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это  русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то невозможное и фантастическое. И автор, без сомнения, смог это показать.

Особенности повести

«Очарованный странник» проникает в твою душу. Читая это произведение, ты, как и тот русский путник, ищешь ответы глубоко у себя внутри, тот свет, которые выведет тебя на правильную дорогу. «Очарованный странник» интересен не только из-за нетривиальных мыслей героя, но и из-за красочного языка автора. В книге он подбирает прекрасные слова и обороты речи. Именно они делают повествование ясным. Благодаря точной руке писателя вы прочитываете страницу за страницей не  в силах оторваться от книги.

Краткая характеристика Ивана Флягина

Образ очарованного странника в цитатах:

«…меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали…»

«…я уже стар: пятьдесят третий год живу…»

Портрет Ивана Флягина описан автором подробно:

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.» 

«…по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.»

«…из‑под густых, вверх по‑гусарски закрученных седых усов. »  «…снял с головы свой монастырский колпачок и, перекрестясь, молвил…»  «…отвечал богатырь‑черноризец…» 

По сословию Иван Флягин — крепостной крестьянин. Он родом из села Г. в Орловской губернии: «Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии.» 

Отец Флягина служил кучером: «Мой родитель был кучер Северьян…»  «Родитель мой, Северьян Иваныч…»

Мать Флягина умерла в результате тяжелых родов: «От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню…»

«…сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою…»

Флягин очень полюбил лошадей, так как с детства проводил много времени с ними:

«Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался.»

«…я к этому от природы своей особенное дарование получил.» 

«…к коню я, как вам докладывал, имею дарование…» 

«…моя слава по ярмаркам прогремела, что я насквозь коня вижу…»

Иван Северьянович Флягин — добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен.

«…простодушный, добрый русский богатырь…» 

«…он исповедал со всею откровенностью своей простой души…»

«Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности»

«Иван Северьяныч удовлетворил это любопытство с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен.»

«…только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам…»

«…очень не умен, а золотой мужик – честный, и рачитель…»

В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он — патриот: «Непременно с: мне за народ очень помереть хочется.»

Но при этом он кается в своих прегрешениях, ведь «погубил много невинных душ». По его вине погибают монах, татарин и цыганка Груша: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет…» 

История жизни Флягина: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет Флягин уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду герой не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и Флягина отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет: «Вот меня и отпустили, и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь. Везде был, а их не видал и хочу им перед смертью поклониться.»

Таков образ Ивана Флягина, героя повести «Очарованный странник» Лескова: описание внешности и характера персонажа взято из книги.

Смысл названия «Очарованный странник»

Иван Флягин – герой, ищущий свою духовную правду. Он странствует, как пилигрим или праведник, по земле в поисках своего места в жизни. Герой пребывает в уверенности, что его путь предначертан с рождения, когда его предназначили для служения Богу. Поэтому странник «очарован», то есть окутан чарами мистического предопределения. В молодости он бунтует против своего призвания: идет на войну, грешит, познает скверные стороны жизни. Потом его дух смиряется, ищет покоя и пристанища. Он выполняет обещание, данное его родителями Богу, и отправляется в монастырь подобно кающемуся грешнику. В этом смысле история Лескова похожа на библейскую притчу о блудном сыне, где отец принимает беглеца, изведывавшего все тяготы жизни без отечества и предназначения. Блудный сын переживает все испытания и возвращается опустошённым, но в конце пути обретает мудрость и смирение в отчем доме.

Знаю, книга не проста для понимания. Ее мало только прочесть, важнее всего понять и осмыслить. Если вас заинтересовала статья, то, действительно, попробуйте прочитать сие произведение. Может, если вы проникнетесь им всей душой и ответите для себя на главные вопросы, то русской народ снова вспомнит Лескова и не сможет уже забыть его душевное произведение «Очарованный странник».

Автор: Анна Нова

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *